Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" 26.11.2010 Свидетель величия тамбовских степей

Газета "Тамбовская жизнь" 26.11.2010 

Свидетель величия тамбовских степей

Знаете ли вы, что построенный нашими предками в ХVII веке так называемый Татарский вал — это не только исторический, но и уникальный природный памятник.

Татарский вал был создан для защиты русских городов от набегов степных кочевников. Он был составной частью огромной оборонительной гряды, протянувшейся от Белгорода до Симбирска, часть которой проходила и по Тамбовщине. По словам директора института естествознания ТГУ имени Г. Р. Державина В. Корякина, вал возводился вручную. Идея его сооружения приписывается подьячему Пушкарского приказа Федору Наквасину. Строительство началось в апреле 1647 года и продолжалось до 1655 года. Правда, основные работы были завершены к осени 1647 года. Его профиль имел форму трапеции с основанием 6—10 метров. Высота насыпи достигала 4—6 метров. Чтобы дожди и ветры не разрушали сооружение, оно отстраивалось постепенно. Вначале укладывался слой чернозема высотой не больше сажени. Обязательно насыпь обкладывали свежим дерном. Трава, укореняясь, надежно скрепляла между собой отдельные куски. Таким образом создавалась естественная защита от дождей и эрозии. Затем возводился следующий слой земли, который также укреплялся дерном. По сути эта конструкция напоминала многослойный пирог.

С внешней — юго-западной стороны вала — располагался ров шириной и глубиной около 2 метров. На небольшом удалении ещё один — глубиной метр, который, к сожалению, до нашего времени не сохранился. Ученые гадают, был ли заполнен большой ров водой. Во всяком случае подобные оборонительные сооружения предполагали дополнительную водную преграду. Интересно, что татарский вал проходит по самому водоразделу. Ведь в ХVII веке не было насосов. Как ров заполнялся водой — неизвестно. А может быть, водяная преграда не была предусмотрена? Словом, вопросов сегодня больше, чем ответов.

На всем протяжении вала сооружались башни и городки (через каждые десять верст), следы от которых остались до сих пор. Эти сооружения укреплялись частоколом. Но Татарской вал — еще уникальный памятник природы. Дело в том, что это почти единственная территория в области, которая не распахивалась в течение более чем трех столетий. Он встал на пути тяжелых тракторов и комбайнов, его склоны не затронули широкие гусеницы и сельскохозяйственные орудия. Поэтому сегодня здесь можно обнаружить адонис весенний, ветреницу лесную, ирис безлистый, ковыль перистый, ковыль волосатик и другие травы, которые занесены в Красную книгу Тамбовщины и России. Еще четыре десятка лет назад здесь водились суслики. Но сегодня это животное исчезло. Редко можно встретить лисью нору.

Старший преподаватель института естествознания ТГУ имени Г. Р. Державина А. Соколов занимается изучением и наблюдением вала с 1967 года. По словам Александра Сергеевича, год от года его состояние ухудшается. Сейчас его высота не превышает 2,5 метра. Но естественное оседание грунта — это полбеды. Уникальное сооружение кое-где превратилось в обыкновенную свалку. Достаточно пройтись вдоль вала от Волгоградской трассы до поселка Радужное, чтобы в этом убедиться. Особенно неприглядная картина открывается на Полынковском кладбище. Мусор, бытовые отходы, валежник, ветки — все это и многие другое складируется прямо у его основания. А раньше здесь, по словам Александра Сергеевича, стояла ограда, которая отделяла захоронения от природного памятника.

Более того, в некоторых местах вал снесен. Одним понадобился трехсот летний чернозем, другим нужно было проложить дорогу прямо через насыпь, третьи решили увеличить пахотный клин за счет памятника истории. Из 72 километров Татарского вала, проходящего по территории Тамбовщины, сегодня уцелело 12—15 километров.

Сумеем ли мы сохранить этот удивительный уголок истории в первозданном виде, чтобы потомки смогли любоваться редкими растениями, последними свидетелями былого величия былинных степей? Это вопрос, увы, не праздный.

Олег АЛЁШИН.