Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" 23.11.2010 Стежок за стежком

Газета "Тамбовская жизнь"  23.11.2010

 Стежок за стежком

 

Еще несколько лет назад эти двенадцать сампурских девчонок и знать не знали, что есть такая вышивка — тамбовская. К ее скрупулезному изучению школьниц подвигла педагог дополнительного образования местного Дома детского творчества Л. Осипова, возглавившая одноименное творческое объединение. Сейчас юные мастерицы готовы рассказывать о тамбовских орнаментах часами, то и дело подкрепляя свои знания о них яркими работами, выполненными по лекалам, большинству из которых уже сотни лет. В конце лета школьницы, победив с ними на региональном этапе конкурса, были приглашены на Всероссийский фольклорный фестиваль «Псковская жемчужина», где их признали лучшими в своей номинации.


— Тамбовскую вышивку нельзя назвать простой. Необходимо овладеть десятком различных вариантов ее исполнения и только затем приступать к созданию узора на канве или холстине, — объясняет руководитель объединения Л. Осипова.

В тамбовской вышивке, выполняемой сампурскими школьницами по старинным лекалам, преобладает геометрический и растительно-цветочный орнамент, в центре которого обязательно присутствует цветок репейника — символ плодородия. Это своего рода «визитная карточка» тамбовской вышивки.

— Красный, синий, черный, совсем чуть-чуть зеленого — вот, пожалуй, и вся цветовая палитра, которую мы используем, — со знанием дела говорит Людмила Викторовна. — Но у девочек, несмотря на это, есть огромное поле для творчества. Например, их задача найти интересное сочетание для этих цветов, поимпровизировать со швами. И когда им удается это сделать, каждая работа получается оригинальной.

Юные мастерицы освоили все тонкости тамбовской вышивки. Со временем у каждой из них даже появился свой творческий почерк. Им, как отметили члены жюри Всероссийского фольклорного фестиваля «Псковская жемчужина», уже обладают шестиклассница Т. Дабочкина, вслед за которой в объединении стали заниматься несколько ее одноклассников, и пятиклассницы Е. Ерохина, М. Мешкова и А. Осипова. Но все-таки самой опытной мастерицей из воспитанниц объединения, и это видно по работам, на данный момент является десятиклассница А. Саргсян. На фестивале она проводила мастер-класс по тамбовской вышивке. Интерес к этому виду декоративно-прикладного творчества среди участников был настолько велик, что они вмиг разобрали все семьдесят заготовок миниатюрных салфеток, подготовленных сампурцами для обучающих уроков.

— К сожалению, фестиваль в очередной раз продемонстрировал, что, несмотря на популярность тамбовской вышивки среди рукодельниц, ей в нашей стране практически никто не занимается. Среди нескольких сотен участников мы оказались единственными, кто привез работы, выполненные в этом стиле, — констатирует Л. Осипова.

По мнению педагога, увлекшегося тамбовской вышивкой в студенческие годы и посвятившей ей в Самарской академии искусств дипломный проект, это происходит отчасти из-за того, что найти старинные образцы вышивки сейчас очень трудно. Для того, чтобы собрать небольшую коллекцию узоров, Людмила Викторовна дни напролет проводила в архивах, знакомилась с экспозициями в Тамбовском краеведческом и Моршанском историко-художественном музеях, изучала фонды Тамбовской картинной галереи. Несколько орнаментов, которые не встретились ей ни в старинных книгах, ни в музеях, пришлось копировать непосредственно с живописных полотен.

— В одном из архивных документов, который попался мне на глаза, есть упоминания о том, что в начале прошлого века наши местные мастера выставлялись во Франции, и панно с жар-птицей, выполненное тамбовской вышивкой, вызвало всеобщее восхищение, — рассказывает педагог. — Интересно было бы на него взглянуть, сопоставить, всё ли мы с девчонками делаем как надо, но, увы, фото не сохранилось, да и судьба самого панно не известна.

Сампурские школьницы вместе со своим наставником делают всё для того, чтобы многовековая история тамбовской вышивки не прервалась в век компьютеров и высоких технологий. Стремясь сохранить этот вид рукоделия для потомков, юные мастерицы все орнаменты, обнаруженные в ходе исследовательско-краеведческой деятельности, заносят в специальные альбомы, попутно размещая там информацию о швах, используемых в своих работах. Между тем для панно, полотенец, наволочек для подушек и салфеток, украшенных тамбовской вышивкой, счет которым уже перевалил за несколько сотен, тоже в пору создавать каталог.

Елена МИЛОВАНОВА.

Сампурский район.