Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

«Балашовская Газета» № 1 от 06.01.1907, стр. 3

 

3

    дороже и дороже. Теперь уже известно, что министру финансов не удается свести расходы государственные с доходами, а на полицию и охрану со всех сторон требуют все большие и большие суммы. И так денег министрам сейчас не дают, и в этом громадное преимущество второй Думы перед первой.

    Но кроме этого внешнего обстоятельства, есть еще и внутренние условия более благоприятные для второй Думы сравнительно с первой.
    Опыт должен был научить русский народ многому. Прежде всего разрушена была слепая вера в легкость, с какою Дума может своими заявлениями разрешить все свои задачи; жизнь показала слабость Думы и тем самым должна была обратить внимание, как важно укрепить сначала положение самой Думы. Преувеличенное понятие о могуществе ее оказало большое влияние на судьбу первой Думы. Не успела она еще собраться, как со всех сторон раздался нетерпеливый крик: «земли, земли»! Нетерпение это несомненно было в значительной мере вызвано мыслию, что стоит только заняться земельным вопросом и осенью уже все будет сделано. Среди депутатов было много конечно лиц понимавших, как опасно сразу, не выяснив еще своей силы и силы противников, браться за самое трудное дело. Но что же они могли сделать! Ведь Дума сильна только сочувствием и доверием народа, а при том нетерпеливом настроении какое тогда было, она легко могла потерять и то и другое, если бы стала действовать с большим расчетом и постепенностью. Самое небольшое отклонение от земельного вопроса вызвало раздражение среди крестьян и крестьянских депутатов. «Вот возьму горсть земли и повезу своим», говорил один из них в самом начале заседаний, «больше в Петере не дают». И вот пришлось оставить в стороне все то, чем следовало бы заняться сначала, именно те законы, которые укрепили бы положение Думы. Если бы дело начали с того, что пересмотрели бы закон о порядке выборов и вместо нынешнего добились бы другого, по которому простому народу предоставлены были бы большие права, чем теперь, то быть может министрам не пришлось бы питать никакой надежды собрать послушную вторую Думу, а ведь для этого и была распущена первая. Если бы, далее, добились бы того,