Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Тамбовский край.1999.Из истории Тамбовского книгоиздания. Е. Стрыгина.

Тамбовские хроники.
Историко-краеведческий бюллетень № 6-7.
ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов, 1999.

Елена Стрыгина

Из истории Тамбовского книгоиздания

Местное книгопечатание в XVII-I половине XVIII вв. носило чисто эпизодический характер, случаи появления типографий были крайне редки. О попытке завести в Тамбове в начале XVIII в.  книжное дело упоминает И.И.Дубасов [1]: с этой целью епископ Леонтий, первый тамбовский Преосвященный, поселил в составе соборного причта дьякона, "известного Палладия Роговского",  духовного писателя. Это нуждается в проверке, поскольку событие могло произойти только с 1682 по 1684 гг. (время управления Леонтием епархией) [2], а Палладий Роговский в это время обучался в Московских Греческих школах, либо отбыл в Польшу [3]. Если сведения И.И.Дубасова подтвердятся, то Тамбову будет принадлежать первенство в осуществлении попыток книгоиздания в XVII в., наряду с Иверским Валдайским монастырем, где в 1655 г. была открыта первая монастырская типография.

 Вплоть до 1783 г., когда вышел екатерининский "Указ о вольных типографиях", попытки основания типографий в провинции терпели неудачу. Такой исход был предопределен: в провинции не было ни социально-экономических, ни культурных предпосылок для развития типографского и, тем более, издательского дела. Да и кого было публиковать? В пределах Тамбовского края до конца XVIII в. не было ни одного выдающегося летописца или писателя. Известны только две тамбовские летописи, из которых одна трактует о крае, а другая - о Вознесенском женском монастыре. Обе они отличаются отрывочностью, охватывают краткий исторический период. Имеются сведения о некоторых церковных книгах с  летописными  пометками  известных лиц, боярских описных грамотах и многочисленных канцелярских документах [4]. 

  Более того, было крайне мало желающих приобретать местную издательскую продукцию, поскольку читала лишь небольшая часть населения, в основном дворянство (за исключением низшего его слоя). Купцы, мещане, крестьяне к чтению относились неодобрительно. (Этим, очевидно, можно объяснить тот факт, что в открытое Г.Р.Державиным в 1786 г. Главное тамбовское училище учеников пришлось "приглашать" при помощи полиции.) Не только чтение, но и техническая его предпосылка - умение читать - была слабо распространена в этой среде. По словам  И.И.Дубасова,  школьное дело в XVIII в.  было в самом жалком состоянии.  Несмотря на царские указы 1714-1716 гг. относительно открытия цифирных школ, этих школ в Тамбовской и  Шацкой провинциях не открывали и присланных из столицы учителей не принимали [5].

Тем не менее среди тамбовских обывателей попадались и активные читатели, которые проявляли особый интерес к рукописным апокрифам и отреченной литературе (заговорам). В этом плане примечательна книга 1658 г., списателем которой был некто простолюдин Никита. В книге после разных предисловий молитвенно-лирического характера говорится о чудесах Богородицы, первоначально записанных в так называемой "Белорусской книзе, от нея же преведена и сия книга" [6]. Некоторые тамбовцы "в интересах приобретения более положительного знания" покупали учебники, которые в научном отношении были не выше апокрифов (например, "География" 1760 г. относила к России Ливонию). В чиновничьем и помещичьем кругу были любители "беллитристики", но "за неимением оной" не гнушались таким, например, изданием, как "Книга систима, или Состояние мухамеданския религии", составленным Кантемиром по повелению Петра I.

 Развитие типографского дела в России в конце XVIII в. было непосредственно связано с социально-экономическими изменениями в жизни страны, с реформами Екатерины II: областной (1775), полицейской (1782), выдачей "жалованной грамоты" городам (1785) и др., которые вызвали к жизни многочисленные административные местные организации, потребовавшие большого количества чиновников для переписки огромного потока сенатских и других указов, распоряжений, объявлений и т.п. Власти пришли к выводу, что "дешевле один стан, нежели множество пустокормов подъячих содержать" [7].

 С другой стороны, в губернских городах постепенно сосредотачивалась наиболее культурная часть дворянства, появлялась местная интеллигенция, что позволило наместнику Г.Р.Державину, открывшему в 1787 г. типографию, организовать небольшую, но дружную группу литераторов, занимавшихся не только переводами, но и оригинальным творчеством (Е.Нилова, П.Никифоров и др.), начать издание первой в Российской империи провинциальной газеты "Тамбовские известия". В результате Тамбов оказался в десятке русских провинциальных городов, где издательская деятельность в конце XVIII в. осуществлялась наиболее активно [8].

 Но пока, в 1786 г., вновь прибывшего в Тамбов наместника не встречали торжественными речами, поскольку "все тамбовские обыватели были люди не книжные" [9].


Примечания

1. См. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып.6. -Тамбов, 1897.-С.71.

2. Кученкова В.А. Святыни Тамбовской епархии. - М,, 1993. – С11.

3. Евгений \ (Болховитинов Е.А.). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. -С.-Пб., 1827. - С.149.

4. Дубасов И.И. Указ. соч. - С. 129-130.

5. Дубасов И.И. Указ. соч. Вып.5. - Тамбов, 1889. - С. 109.

6. Там же. - С. 131-132.

7. Державин Г.Р. Сочинения. Т.5. - С.-Пб, 1876. - С.554.

8. Блюм А.В. Издательская деятельность в русской провинции конца XVII - начала XIX вв. - М., 1966. - С.51.

9. Дубасов И.И. Указ. соч. Вып.1. - М., 1883. - С.20.