Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Тамбовский край.1999.КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Н. Пирожкова.

Тамбовские хроники.
Историко-краеведческий бюллетень № 6-7.
ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов, 1999.

Наталия Пирожкова

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

"Неизвестный Тамбов" (Методическая разработка игротеки)

 Конкурсная программа "Неизвестный Тамбов" [1] - набор игр, викторин, головоломок и др. по истории Тамбова - была задумана с целью подведения итогов целенаправленной краеведческой работы с учащимися профессионального лицея в год 360-летия Тамбова. Задания предлагались в определенной последовательности, которая способствует "погружению" начинающих краеведов в историю родного края.

 Игротека составлена так, что она не только нацеливает на поиск правильного ответа в том или ином конкурсе, что задается игровой методикой [2], но способствует закреплению ранее изученного по краеведческой программе, помогает развивать логику, историческое мышление, дает новую историческую информацию, удовлетворяя познавательный интерес. В  результате  внеклассное мероприятие в игровом жанре, пронизанное духом соревновательности, становится продолжением учебного процесса.

 

Участники игротеки разбиваются на три команды (оптимальный вариант, меньшее количество команд снижает дух соревновательности, большее - затягивает время). Ее ведет преподаватель с помощью учащегося-ассистента. Условия оценки конкурсов объявляются в начале программы, поэтому необходимость жюри отпадает.

 Каждый конкурс сопровождается краткой вводной репликой ведущего, что помогает плавно перейти от одного конкурса к другому.

 

K о н к у р с   1 . Настенное лото "Тамбовская старина"

 

Участникам игры, на каждую команду поровну, раздаются (как игральные карты) карточки с фрагментами (из исторических документов, научных: работ), раскрывающими историю Тамбова  (XVII, XVIII, XIX вв.). В течение нескольких минут команды должны распределить карточки хронологически (по векам) и с помощью ведущего закрепить их на игровых полях настенного лото. Каждая правильно закрепленная карточка оценивается в один балл.

 

К о н к у р с  2.   Упражнение с иллюстративным материалом "Храмы и монастыри Тамбова: прошлое и настоящее"

 

Команды получают иллюстрации храмов и монастырей Тамбова и должны определить их месторасположение, назвать те, которые были уничтожены в советское время, и те, которые сохранились, рассказать об их истории и современном состоянии. Высшая оценка - три балла.

 

К о н к у р с  3. Устная викторина

 

"Дела давно минувших дней,

 преданья старины глубокой..."

 ("Тамбовский хронограф")

 

Командам поочередно зачитываются тексты исторических документов и вопросы по их содержанию. При правильном, но односложном ответе, участники получают два балла, при дополнении ответа поясняющими сведениями - еще один балл.

 

К о н к у р с   4.  Головоломка "Тамбовская глубинка"

 

Команды получают одинаковые задания (по типу кроссворда) и работают на время. Первая правильно выполнившая задание команда получает семь баллов (по количеству зашифрованных слов), остальные - в зависимости от объема выполненного задания (по баллу за слово).

 

К о н к у р с  5. Соревнование чтецов

 

"Тамбов на карте генеральной..."

 

Начало поэмы М.Ю.Лермонтова "Тамбовская казначейша" читает ведущий, а потом участники игры (по одному от команды) получают равноценные по объему oтрывки из поэмы и читают их вслух после некоторой подготовки. Оценка конкурса - от одного до трех баллов.

 

К о н к у р с   6.  Упражнение с видовым материалом "Где эта улица, где этот дом?"

 

Участники конкурса получают (с помощью рулетки) по два вида старого Тамбова и в течение двух минут должны подготовить ответы: что это за здания, где они были расположены (находятся в настоящее время)? Высшая оценка - два балла.

 

К о н к у р с  7. Лото-вертолина "Действующие лица"

 

Вокруг рулетки раскладываются карточки с вопросами, а под ними - карточки меньшего размера с ответами. Вопросы - о деятельности исторических личностей, связанных с Тамбовом. Это блиц-конкурс, поэтому на обдумывание ответа на указанный рулеткой и зачитанный ведущим вопрос дается 30 секунд. Правильный ответ оценивается в один балл.

 

К о н к у р с   8.  Задание "Старая игротека",

или «Во что играли наши предки»

 

Команды должны рассказать об одной из старых игр Тамбовского края и смоделировать ее. Оценка - от одного до трех баллов.

 

К о н к у р с  9.  Блиц-викторина-аукцион

                           "Улицы, площади, скверы"

 

Командам дается устное задание: назвать как можно больше старых улиц, площадей, скверов Тамбова. Победителем становится тот, кто сделает это последним. Оценивается (три балла) только команда-победительница.

 

К о н к у р с   10.  Письменный аукцион "Кого помнят потомки?"

 

Командам предлагается назвать возможно большее количество памятников и памятных знаков в Тамбове. Участники конкурса записывают ответы на карточках и сдают ведущему. Побеждает та команда, которая назвала большее количество памятников. Каждый ответ - один балл.

Как и любой конкурс, программа "Неизвестный Тамбов" заканчивается подведением итогов и награждением победителей.

В целом же представленная форма внеклассной работы по краеведению способствует повышению интереса учащихся к прошлому родного края, а через него - к истории Отечества.

 

Примечания


1. Публикуемый материал - сокращенный вариант методической разработки внеклассного мероприятия, которое стало заключительным событием плановой краеведческой работы с учебной группой второго курса профессионального лицея №l6 Тамбова в 1995-1996 учебном году.

Накануне 360-летия основания Тамбова в лицее в ходе "фестиваля методических идей" автором было проведено открытое внеклассное мероприятие - игротека "Неизвестный Тамбов". Авторский опыт использования краеведческих знаний в учебно - воспитательной работе, ее методика получили положительную  оценку конференции работников профтехобразования Тамбовской области (март 1996 г.).

2. Подробнее см. Пирожкова Н.Н. Человек и общество: Религия древних цивилизаций. Мировые религии: Метод, разраб. повторительно-обобщ. урока. - Тамбов, 1992; она же. Деловые, ролевые, тренировочные, организационно-деятельностные, тестовые игры и игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе // Проблемы повышения качества профессионального образования: Всерос. пед. чтения (Саратов, 1993 г.): Тез. Т.1-2. - М., 1995 и др.