Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Попов Николай Васильевич

popovnv1

Попов Николай Васильевич (1924-1998) - полный кавалер орденов Славы, отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР (1960). Работал директором семилетней школы, заведующим районо. С 1957 г. - директор Шапкинской школы-интерната, с 1963 г. - заведующий Тамбовским роно, затем заместитель заведующего облоно. С 1977 г. - член президиума Тамбовского областного отделения Педагогического общества РСФСР и ответственный секретарь областного отделения Общества. Инициатор создания областного музея народного образования. Родился в с. Чащино  Мучкапского  района Тамбовской области. 


Когда началась война, Николай Попов только перешёл в десятый класс Чащинской средней школы на Тамбовщине. Не дожидаясь призыва, он бросился в военкомат, записался добровольцем. Но там семнадцатилетнему пареньку посоветовали сперва окончить десятый класс. Долог был путь будущего педагога на фронт… Получив аттестат, он был зачислен в ряды Красной Армии – и попал в артиллерийскую школу. Окончив школу, восемнадцатилетний сержант стремился на передний край, но командиры заметили в нём учительскую жилку – и оставили Попова в школе инструктором. Много позже заслуженный учитель РСФСР Николай Васильевич Попов признавался: «В Советской Армии я получил не только боевую, политическую, но и первую педагогическую закалку. Она утвердила меня в убеждении, что сочетание разумной, справедливой требовательности с доверием и вниманием к каждому обучаемому является основой любого воспитания». Только летом 1944 года, после нескольких рапортов с просьбами о направлении в действующую армию, сержант Н.В. Попов попал на фронт. При форсировании Вислы наводчик Попов уничтожил четыре вражеские огневые точки и первым переправил своё орудие на западный берег Вислы. Закрепившись на новом плацдарме, артиллерийский расчёт Попова выстраивал огненную стену перед немецким десантом. За этот бой Николай Попов был удостоен высокой солдатской награды – ордена Славы III степени. В следующем бою было остановлено танковое наступление противника – и расчёт Попова снова отличился, подбив четыре танка. Сержант получил Славу II степени… Орден Славы I степени командир артиллерийского расчёта Николай Попов получил за апрельские уличные бои в Берлине, в этой последней немецко-фашистской цитадели. В Берлине Попов был тяжело ранен. Хирурги спасли жизнь отважного артиллериста, но полный кавалер солдатской Славы в 21 год стал инвалидом: правую руку ампутировали выше локтя. Когда он вернулся на родину, учителя из сельской школы, которую Николай окончил в 1942-м году, посоветовали ему стать педагогом. Учителей после войны не хватало – и Николай Васильевич сразу начал занятия с первоклассниками. Нужно было научиться каллиграфически писать левой рукой – но это умение, конечно, далеко не самое сложное из учительских премудростей, которые предстояло освоить фронтовику. Он поступил на заочное отделение пединститута, избрав исторический факультет. Уроки истории и политзанятия, которые вёл герой-инвалид Великой Отечественной, конечно, врезались в память школьников и учителей… Николаю Васильевичу доверяли. И никто не удивился, когда в 1950 году этот уважаемый человек был назначен директором сельской семилетки, а через год возглавил  Шапкинский  районо. Коммунист, депутат Райсовета, в 1957 году Николай Васильевич стал директором новой  Шапкинской  школы-интерната. В интернате Николай Васильевич применил макаренковскую методику, наладив самоуправление учащихся. Потом была руководящая работа в гороно и облоно, но Николай Васильевич всегда вспоминал работу в интернате как самый интересный период педагогической жизни. А жизни без подвига он не представлял. «Жить для народа, творить для него – это и есть подвиг, это и есть счастье каждого из нас», - такие слова фронтовика-педагога, полного кавалера Славы никому не казались дежурной высокопарностью. В них – образ жизни героического поколения победителей, не спасовавшего ни перед фронтовыми испытаниями, ни перед трудностями учительской профессии.