Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" 27.10.2010 Простор его холстов

 

Газета "Тамбовская жизнь"  27.10.2010

Простор его холстов

Работы нашего замечательного земляка народного художника России, члена корреспондента Российской академии художеств, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Репина, почётного гражданина города Тамбова Евгения Владиславовича Рябинского (1925—2002) удивительно органично смотрятся в небольших залах особняка, известного многим как дом Лукьяненко (Тамбов, ул. Гоголя, 6). Сегодня здесь располагается музейно-выставочный комплекс Тамбовского областного краеведческого музея, и каждый новый показ организаторам удаётся превратить в настоящее событие культурной жизни. Так произошло и на этот раз. Как нельзя кстати прозвучала при открытии экспозиции протяжная песня «Ах ты, степь широкая» в исполнении вокального ансамбля преподавателей и студентов Тамбовского колледжа искусств под руководством Н. Андреевой, а живая рябиновая веточка при входе стала зримым символом, связавшим фамилию художника с основными темами его творчества: Россия, её природа, русский человек-труженик с тонкой и возвышенной душой.

Вдова живописца, Галина Владимировна, выразила благодарность создателям выставки, заместителю директора областного краеведческого музея по научной работе Е. Романенко, художнику-реставратору Н. Филимонову, всем музейным сотрудникам. «В этих залах тепло — и в прямом, и в переносном смысле, — заметила Г. Рябинская. — Художнику хорошо в этом доме, уютно, радостно». Директор краеведческого музея А. Чиликин пообещал продолжить поиск работ живописца, в том числе и в зарубежных художественных собраниях, чтобы в полном объёме продемонстрировать его творчество землякам. Как прекрасного человека и большого художника вспоминали Рябинского заместитель начальника управления культуры и архивного дела области В. Ивлиева, председатель Тамбовского регионального отделения Союза художников России П. Золотов.

На открытие выставки пришли и те, кто хорошо знал художника, и совсем молодые люди, в том числе делающие свои первые шаги в искусстве. Рябинский — наш современник, и всё же на его полотнах мы часто видим уходящую натуру. Он успел рассказать средствами живописи о временном отрезке, охватившем и послевоенные годы, и рубеж двух тысячелетий. На выставке есть работы периода учёбы в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, одна из них — «Сельский дворик» (1948). Представлен и вариант дипломной работы «Отдых колхозной молодёжи» (1952). Уже тогда было ясно, что, даже оказавшись в столице, уроженец моршанского села Алгасова не собирается изменять родным мотивам.

Вернувшись на Тамбовщину, Рябинский находит сюжеты, героев для своих полотен в сёлах Черняное, Кулеватово, других уголках нашего чернозёмного края. Выставка позволяет проследить, как создавались некоторые из крупных произведений. Этюды к работе «Фольклорная группа Черняновского хора» (1972) свидетельствуют, с каким вниманием и уважением художник относился к каждому изображаемому лицу. Настоящая дружба связывала семью Рябинских с вдохновительницами народного коллектива из Черняного — сёстрами Верой Алексеевной и Екатериной Алексеевной Рак, их образы тоже запечатлены Евгением Владиславовичем. Дом Веры Алексеевны нередко становился мастерской живописца. Именно здесь создавалась его работа «Лоскутное одеяло» (1978), где изображено подлинное произведение искусства, изготовленное руками местных мастериц. Стихия народной жизни царит в залах и благодаря выставленным предметам крестьянского быта — это и берестяной туесок, и вышитое полотенце, и деревянная солонка, которые по сей день бережно хранятся в семье художника. О встрече с народной артисткой СССР Марией Николаевной Мордасовой напоминает терновый платок, в который певица завернулась, оказавшись в мастерской Рябинского. К сожалению, замыслу создать портрет нашей звонкоголосой землячки не суждено было исполниться...

Несомненно, что вдохновение мастер черпал и в народной, и в классической музыке, известен его пристальный интерес к творчеству Сергея Васильевича Рахманинова. На выставке можно увидеть эпическое полотно «Ветры России. Рахманинов» (второе название — «Прощание с Россией»), принадлежащее Музею-усадьбе композитора в Ивановке. В этой работе выразилась многогранность автора, создавшего одновременно и психологический портрет, и превосходный лирический пейзаж.

Свойственное живописцу поэтическое видение роднило его и с миром литературы. «Художнику-лирику, певцу России — Евгению Рябинскому в знак любви и уважения» — такую надпись сделал на подаренной живописцу в 1975 году книге «Ржаные венки» Семён Милосердов. Открывая экспозицию, заведующая музейно-выставочным комплексом О. Черкасова процитировала посвящённые художнику строки поэта-земляка:

И где тут начало искусства,

И где тут кончается жизнь:

Замешаны краски на чувствах, —

попробуй, взгляни, разберись...

Мир соткан из красок и света,

Стою перед ним не дыша...

Художника и поэта

В твореньях бессмертна душа.

Нынешний показ включает около ста произведений художника — живопись и графику из собраний Тамбовского областного краеведческого музея, Тамбовской областной картинной галереи и семьи Рябинских. Из частной коллекции ректора ТГУ им Г. Р. Державина В. Юрьева попала на выставку одна из последних работ Евгения Владиславовича — «Радость весны» (2002). Особое место занимают фотографии из семейного архива. Художник смотрит на нас и с автопортрета. Красивый, добрый, необыкновенно талантливый человек...

Екатерина ЛЕБЕДЕВА


Ещё...

Газета «Тамбовская правда» № 254(15129) от 03.10.1974 ПЕВЕЦ СЕЛЬСКИХ БУДНЕЙ