Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" № 81 (25503). 11.06.2010 О старых мастерах и вечной юности.

Газета "Тамбовская жизнь" № № 81 (25503). 11.06.2010     

2010-06-15_1

 О СТАРЫХ МАСТЕРАХ И ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ

Рассматривая недавно изданный путеводитель по Тамбовской картинной галерее, моя знакомая воскликнула: «Молодею на глазах!» Думаю, что и другие любители прекрасного, особенно те, кому коллекция нашей галереи знакома с детства, почувствуют «омолаживающий» эффект от встречи с вечным искусством.

Книга, которая может стать великолепным подарком жителям и гостям Тамбова, увидела свет в издательском доме ТГУ имени Г. Р. Державина. 

Издание осуществлено под руководством заместителя главы областной администрации С. Чеботарёва, который несколько лет возглавлял управление культуры и архивного дела Тамбовской области, координатором проекта выступила директор областной картинной галереи Т. Шестакова. Снимки для путеводителя сделал известный тамбовский фотохудожник В. Подсивака, над оформлением книги поработала дизайнер О. Бажанова. Автор-составитель Е. Саляхова постаралась вложить в основательный труд (более ста страниц иллюстрированного текста) не только профессиональные знания, охарактеризовав эпоху, технику, манеру исполнения того или иного произведения. Искусствоведу удалось передать свой искренний интерес к авторам и их творениям, а также ко всему тамбовскому собранию художественных сокровищ.

Уже само занимаемое галереей здание является памятником градостроительства, истории, культуры, благотворительности. Как замечает Е. Саляхова, своей строгостью и вместе с тем открытостью внешнему миру, простотой и величественностью постройка сродни итальянскому палаццо и таким образом будто напоминает о родине великих мастеров. Столетие назад здание нынешней картинной галереи было известно в нашем городе под именем Нарышкинской читальни. До 1917 года здесь находились народная читальня, библиотека и музей, а построено здание в конце XIX века на средства почётного гражданина Тамбова  Эммануила Дмитриевича Нарышкина (1813—1901). Бюст известного благотворителя, установленный на лестничной площадке, посетители видят, поднимаясь на второй этаж. Бронзовая отливка, авторство которой традиционно приписывается Н. Аронсону, сделана с портрета, созданного знаменитым скульптором М. Антокольским. 

Не будем торопиться по ступенькам времени и забегать вперёд, задержимся внизу. Как театр начинается с вешалки, так галерея принимает нас в своём просторном вестибюле, где мы становимся участниками церемоний торжественного открытия новых экспозиций. Однако трудно отказать себе в удовольствии вновь и вновь посещать залы старых мастеров. Теперь благодаря появившемуся изданию можно возвращаться сюда в любой момент, даже не покидая стен собственного дома. Раскрываем книгу — и вот мы уже в галерее, любуемся выполненными в технике гризайли работами французских художников П. Соважа и П. Верне из цикла «Времена года». Рассматривая репродукции, читаем комментарий искусствоведа: «Резвые пухлые амуры плетут венки, катаются на санках, лакомятся виноградом, играют на музыкальных инструментах... Зрители принимают изображение за скульптурный рельеф. И неудивительно, ведь гризайль — это монохромная живопись, имитирующая скульптурный рельеф и применявшаяся при создании декоративных настенных росписей и панно. Особой популярностью в России она пользовалась в первой четверти XIX века». Возможно, кого-то ждёт сюрприз: амурчики написаны маслом на холсте, а почти осязаемая выпуклость форм — результат вдохновенного труда отнюдь не скульпторов, а живописцев.

На страницах путеводителя идёт рассказ о шедеврах двух отделов областной картинной галереи — русского искусства XVIII—XX веков и западноевропейского искусства XVI—XIX веков. Традиции русской живописи трудно представить без икон. Знакомство с церковным искусством  начинается с наиболее древнего из имеющихся в коллекции галереи произведений — иконы середины XVII века «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Через искусство последующих столетий мы плавно движемся к началу XX века с его новаторскими исканиями.

Путеводитель включил в себя всё многообразие собранных в картинной галерее жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, произведения на исторические, мифологические, религиозные сюжеты. Наряду с искусством нашей страны особенно полно представлено творчество французских и итальянских художников, рассказывается о голландской и фламандской школах живописи. Можно проследить и переплетение отечественной истории с мировым художественным наследием: образ русского царя-реформатора запечатлел французский мастер А. Девериа на своём полотне «Пётр I в Голландии».

Новая книга не обходит стороной и краеведческую тему. Так, для кого-то из читателей станет открытием тот факт, что выдающийся пейзажист Ф. Васильев гостил на Тамбовщине, в имении графа П. Строганова, одного из членов Общества поощрения художников. Многими своими бесценными экспонатами Тамбовская картинная галерея обязана тому же П. Строганову, равно как и другому замечательному нашему земляку Б. Чичерину. Ещё одна важная составляющая нынешней экспозиции — портреты из фамильной коллекции Воронцовых.

Отличительной особенностью путеводителя можно считать неожиданный подзаголовок: «Литературное рандеву с коллекциями старой живописи и скульптуры». Когда шедевры изобразительного искусства сопоставляются с достойными образцами художественного слова, подчас высвечиваются не оценённые до сих пор грани и тех, и других произведений. В путешествии по залам картинной галереи нас сопровождают стихи русских и зарубежных поэтов. Некоторые из них уверенно держали в руках кисть и карандаш, не говоря уже о том, что многочисленными рисунками украшены поля их рукописей. Это и Жуковский, и Пушкин, и Лермонтов. С неожиданной стороны открывается творчество Марка Шагала, строчками которого завершается показ и рассказ:

Но картина ещё не закончена,

всё в ней мерцает, переливается... Стой!

Тут — мазок! Голубой. Тут — зелёный.

Красный. Цвета улеглись,

наступает покой...

Екатерина ЛЕБЕДЕВА.