Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 «Мучкапские новости»,   23 мая 2012 г.

Пастернак и Мучкап

    Великий русский поэт Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 года в Москве. Многим он обязан своему отцу, Леониду Осиповичу, художнику и академику живописи. При рождении отец Пастернака был назван Исааком. Однако официально в документах закрепилась другое имя - Леонид. На Пастернака также оказала большое влияние его мама, Розалия Исидоровна. Необычайно чуткая женщина и великолепная пианистка, она прервала свою артистическую карьеру ради детей. Судьба Пастернака связана с Мучкапом.

            Чем-то перипетии судьбы Бориса Пастернака похожи с историей Мучкапа.

            Мучкап, как самостоятельный населенный пункт, появился во второй половине 18 века. К 1930 он стал центром всего Мучкапского района, вобрав в себя села Коростелево и Чащино. С 1708 года (первого упоминания села Коростелево) земли и люди Мучкапа были составной частью Коростелево. Эта часть села получила название "Коростелево, Мучкап тож". Однако по неведомым причинам в 1782 году Коростелево разделилось на два населенных пункта: на собственно село Коростелево и село Коростелево, Мучкап тож. Со временем село стало называться просто Мучкап. Что же касается села Чащино, то оно образовалось в период с 1710 по 1714 год. До середины 19 века село Мучкап входило в Чащинскую волость. Потом выделилась Мучкапская волость, а затем и само Чащино сложило с себя волостные полномочия и вошло в состав Мучкапской волости.

            Родители Пастернака были известными в мире искусства людьми. О Розалии Исидоровне Пастернак (Кауфман) уже в 17 лет была издана биографическая брошюра. До встречи с Леонидом Пастернаком она была одной из самых популярных пианисток в России, профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Леонид Осипович Пастернак - российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Широкая известность пришла уже к 1889 году после приобретения его картин П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи. Лев Николаевич Толстой считал Леонида Пастернака лучшим иллюстратором "Войны и мира".

            На воспитание Бориса Пастернака сильно повлияла семья и среда, в которой общались родители. Уже с детства он был знаком со многими известными и талантливыми людьми: Лев Толстой, Александр Скрябин, Райнер Рильке, Сергей Рахманинов, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, Василий Поленов и многие другие. Сильное влияние на всю жизнь и творчество Пастернака оказала религия. Он был истинно верующим человеком, пришедшим к православию осознанно, а не по акту крещения в младенчестве.

            С детства Борис Пастернак увлекался музыкой. Сам Скрябин после просмотра работ Пастернака говорил, что мальчику "в музыке дано сказать свое слово."  До 12 лет он старательно и довольно неплохо рисовал. Однако отец, как мастер живописи, считал это "слабы[ми] потуг[ами]." В 1908 году Борис Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Через год он перевелся на историко-филологический. В это же время появились первые поэтические опыты. Хотя стихи еще были слабые, в них уже прослеживались первые ростки самобытной поэзии Пастернака, основанной на гармонии и смысле, построении из звукового хаоса некого поэтического музыкального ритма.

            Родители не относились серьезно к его литературным занятиям. Более всего их заботил вопрос о будущем сына: чем ему заниматься и каким трудом зарабатывать деньги в дальнейшем. Хотя доходы семьи были невысоки, родители помогли Борису оплатить обучение в 1912 году на философском факультете города Марбург (Германия). В этом же году произошло событие, которое значительно повлияло на молодого Пастернака. Он впервые признался в любви, но был отвергнут. Объяснение с Идой Высоцкой и ее отказ подтолкнули Пастернака оставить философский факультет и выбрать путь поэта. Это событие дало ему силу и смысл поэтической темы "мир, как отражение любви", которая приведет его к вершине литературного мастерства. Уже осенью 1912 года были отобраны пять стихотворений для первого альманаха "Лирика". Борис Пастернак окончательно прекратил философские занятия и вступил в круги московских литераторов. Уже в конце 1913 год опубликовал первую книгу стихов "Близнец в тучах", воспринимаемая им самим как незрелая и слабая. Летом 1915 года у Пастернака было увлечение Надей Синяковой, что помогло преодолеть творческий кризис и выпустить в 1916 году вторую книгу стихов "Поверх барьеров". В этот же период у Бориса Пастернака сложилось предчувствие, что 1917 год для него станет особенным.

            "Сестра моя - жизнь" - третья по счёту книга Бориса Пастернака, но первая, принёсшая ему бесспорное признание, поставив его в число лучших литературных имён. Мандельштам восхищённо говорил об этом поэтическом шедевре: "Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыханье укрепить, обновить лёгкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулёза. У нас сейчас нет более здоровой поэзии". Еще до выхода из печати книги «Сестра моя - жизнь» (в 1922 году) она сделала автора знаменитым - Россия зачитывалась его стихами и учила их наизусть. Самого Пастернака называли «не поэтом от Бога, а самим Богом - Богом-сочинителем". Поэзия Пастернака распространялась в списках, переписывалась и передавалась на день, на два. Последний раз публика так зачитывалась стихами только самого А.С.Пушкина.

            В книге Пастернак описал мир, как отражение любви со всеми ее человеческими переживаниями и радостями. Он этот мир ощущает. В своих произведениях Пастернак дробит вещи на ощущения и вновь соединяет, чтобы показать их нам с разных сторон бытия. Он возвращает нас к красоте жизни, пытается нас сблизить и дать ощутить её полноту, дать понимание единения с ней.

            В основе сюжета этой книги была истории любви поэта к Елене Виноград, которая в июне 1917 года уехала в Балашовский уезд составлять списки для выборов в органы местного самоуправления. Это время отмечалось самым разгаром революционных событий - временем развала и анархии. Рассказывая читателю о любовной драме с момента зарождения любви до ее утраты, поэт передает сам мир, наполненный атмосферой бунта. Кульминация книги связана с двумя поездками Бориса Пастернака к Елене Виноград в июле и сентябре 1917 года. Можно сказать, что Пастернак летом 1917 года испытал чудо преображения. В те дни, когда от любви его душа была оголена и открыта миру, как душа младенца, силы земли и природы смогли открыть ему двери и дали нечто, изменившее его навсегда. Стихия жизни и природы объединилась с ним. То ли он писал, то ли сама природа, то ли жизнь вела его перо, но на свете стало одним чудом больше - поэт Борис Пастернак!

            Мучкап. Вот то место преображения поэта. В кульминационном моменте книги в цикле "Попытка душу разлучить" Пастернак спрашивает: "Увижу нынче ли опять ее? До поезда ведь час. Конечно!" Но он больше не сомневается. Поэт сам управляет стихией "...морской, предгромовой, кромешной." В этом месте сходятся две центральные темы: природа и любовь. Апофеозом становится единение и утверждение себя "преображенного": "Как в неге прояснилась мысль! Безукоризненно. Как стон. ... Внезапно...". С этого момента Пастернак уже не пытается понять смысл, а ощущает новую истину жизни. Несмотря на то, что прошло уже почти сто лет со времени написания "Сестра моя - жизнь", невозможно не любить эту книгу сейчас. Это чудо,  прикоснувшись к которому, начинаешь ощущать жизнь по-другому. После книги "Сестра моя жизнь" Борис Пастернак перешел из числа хороших поэтов в разряд великих.

            Сергей Довлатов, известный писатель, однажды заметил: "Есть высший класс в литературе - это сочинительство: создание новых, собственных миров и героев." Теперь уже можно утверждать, что летом 1917 года родился на земле новый мир - МУЧКАП, красивый, загадочный и притягивающий. Уже неотделимы друг от друга два имени: Пастернак и Мучкап. И даже люди, никогда не бывавшие на Мучкапской земле, прочитав Пастернака, стремятся неосознанно посетить эти места. Кажется, что к настоящему времени никаких зримых следов, напоминавших о пребывании на Мучкапской земле Пастернака нет, но осталась память и то, что называется нематериальным культурным наследием, которое, согласно Международной конвенции, принятой ЮНЕСКО в 2003 году, надлежит охранять. Центром притяжения, его сердцем и душой, местом рождения великого поэта, должен стать вокзал - Мучкапский вокзал. Летом прошлого года он был отремонтирован. На нем появилась памятная доска о пребывании здесь летом 1917 года Бориса Пастернака. Летом 2012 года планируется установить памятник Пастернаку работы Зураба Церетели. Это памятник, который планировался для установки в Москве, но у Москвы так и не нашлось на это воли (к сожалению, а может быть и к счастью). Ведь установка памятника здесь станет для самого Пастернака (его духовного наследия) и Мучкапа точкой соединения пространства и времени: Мучкап - Пастернак - 1917. А для жителей Мучкапского района еще большим подтверждением значимости места, в котором живем.

            Осознание того, что наша земля имеет такую богатую историю, значительно повышает самооценку. Да! Мучкапские мы! Мысль, как субстанция волевая, всегда стремится к материализации. Быть может в июле следующего 2013 года в Мучкапе пройдет "Вокзал, Мучкап и Пастернак. Праздник поэзии"? А потом придет идея создать комнату-музей (а возможно и полноценный музей) Пастернака? И станет с каждым днем жизнь на Мучкапской земле интересней. Это даст толчок новым свершениям и экономическому развитию края!

Автор: С. Витютин.


В раздел БОРИС ПАСТЕРНАК