Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Краеведение.2000.Понятие "историческая территория" в краеведении.Геннадий Пирожков.

 

Тамбовские хроники.
Историко-краеведческий бюллетень № 10.
ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2000.

 

Геннадий Пирожков

Понятие "историческая территория" в краеведении

Краеведение как научная дисциплина имеет ключевой понятийно-терминологический аппарат ("край", "краеведение", "краеведческая работа", "краеведческая литература" и др.) [1], совершенствование которого зависит от разных факторов (современных достижений базовых наук, ряда особенностей развития исторической науки, общего уровня вспомогательных исторических дисциплин и т.д.), определяется местом и ролью региональных исследований в науке, а также положением краеведения (= истории родного края) как составной части истории России; региональный материал конкретизирует закономерности развития общества, придает социально-гуманитарному знанию более конкретный характер, позволяет познать прошлое и настоящее во всем его многообразии [2].

 

Новые понятия, термины - определенный рубеж, итог - закрепляют достигнутый уровень развития самой научной дисциплины: достижения в методологии, источниковедении, выработке метода краеведения как особого метода отрасли знания, методике преподавания крае-, регионоведения и т.д.; они определяют направления и параметры дальнейшей разработки узловых проблем теории краеведческой науки, намечают контуры ее практического применения, подводят к пониманию комплексности, синтетичности региональных исследований методами различных вспомогательных исторических дисциплин [3].

В последнее время заметен интерес к такому понятию в краеведении, как "историческая территория" [4]. Для определения его сути необходим анализ, как минимум, следующих сведений: название исторической территории; ее расположение; время (характеристика исторического периода) существования территории или ее названия, и др.

Названия исторических территорий могут совпадать с прошлым или современным административно-территориальным делением России (Тамбовская земля - Тамбовская губерния), а могут, напротив, никогда не отражаться в нем. Например, Ферапонтов монастырь и земли вокруг него традиционно входят в севернорусский Белозерский край - Белозерье; ныне в составе Ферапонтовского сельсовета больше 60 деревень, которые даже в недавнем прошлом относились к разным волостям и приходам [5].

Названия ряда исторических территорий - это названия некогда политических образований в пределах России (княжеств, республик, ханств и др.) как русских, так и татарских, мордовских и т.д. (например, Тмутаракань - Тмутараканское княжество; Мокша как река -Мокша как территория - улус Мохша).

Некоторые названия местностей используются при физико-географическом районировании или на физико-географических картах (Валдай, Тамбовская равнина, Поценье и др.), что вполне допустимо. Однако исследователю-краеведу следует помнить: природоведческий признак в названии исторической территории не должен заслонять его широкого историко-культурного содержания. И если топонимические и ландшафтно-лексикологические приемы историко-географического исследования края (например, изучение топонимии Поценья) позволяют воссоздать первоначальный пейзаж, особенности географического ландшафта до прихода человека, специфику освоения исторической территории [6], то виды хозяйственной деятельности людей, их уровень материальной и духовной культуры и т.п. возможно восстановить с помощью имеющихся в арсенале исследователя региональной истории историко-физико-географических, собственно исторических и других способов, используемых в краеведении, картографии, музейной работе.

Расположение территории - конкретной местности - отражается на схемах, картах, в перечнях топонимов, гидронимов, оронимов и т.д., которые входили (входят) в состав исторической территории, определяли (определяют) ее границы или соседствовали (соседствуют) с ней.

Исторические территории, как правило, сильно отличаются друг от друга, прежде всего по размерам; историческая территория  часть населенного пункта, например Китай-город в Москве; у Миллиошка - ироническое название части дореволюционного     Нижнего Новгорода, где ютились голытьба, босяки; территория кремля-крепости ХVII в. в современном Тамбове и др.;  -    населенный пункт, например Холопий Городок - название места, где в XIV-XV вв. действовала многомесячная ежегодная ярмарка, которая в XVI в. пришла в упадок; это место было в 80 км от города Углича на реке Мологе в пределах Угличского удельного княжества [7]; больше, чем населенный пункт (город или село с прилегающей территорией), например в XVII в. топоним Елец в сочетании с предлогом на (на Елец, на Ельце и т.д.) употреблялся не только как обозначение старого русского города, упоминаемого в Патриаршей, или Никоновской, летописи 1146 г., но и как обозначение урочища, объединяющего в себе как реку Сосну и ее приток Ельчик - речку, протекающую через город, так и прилегающую к поселению местность [8]; бывшая волость, например Верхоценская волость Шацкого уезда в XVI-XVII вв., позже вошла в состав Тамбовского уезда; бывший уезд, например представление об исторической территории «Козловская земля» связывается прежде всего со старой административно-территориальной единицей, с XVII в. - Козловским уездом, позже вошедшим в состав Тамбовской губернии, а не с территорией Козловского округа ЦЧО или Мичуринского района Тамбовской области; группа городов, волостей, уездов, например Подмосковье; группа бывших губерний или современных областей, например Центральное Черноземье как Воронежская, Курская, Орловская и Тамбовская губернии, или как современные Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области, или их частей, например Камаринская (она же Комарицкая, Камарицкая, Каморицкая, Камарницкая, Комаровская) волость - весьма обширная территория на юге Московского государства в XVI-XVII вв.; ныне это территория на стыке Брянской, Курской и Орловской областей; от названия бывшей волости произошли названия плясовой песни, импровизированной сольной мужской пляски и инструментального произведения - наигрыша [9]. Исторические территории могут соотноситься между собой как часть и целое, например Шацкая земля как часть Мещерской земли в XVII в. и как часть Тамбовской земли, когда Шацкий уезд входил в состав Тамбовской губернии; а могут накладываться друг на друга, не формируя при этом отношения части и целого, например Липецкий край и территории упоминаемых в летописи удельных Воргольского и Липецкого княжеств, разоренных татаро-монголами в 1283-1284 гг., после чего упоминания о них нет в письменных источниках до конца XVII в. [10].

Важную составляющую сути изучаемого понятия дает характеристика исторического периода, когда:

а) существовало название исторической территории и что за ним скрывалось, например Липецкий край в границах Липецкого уезда Тамбовской губернии или как современная Липецкая область;

б) сама историческая территория существовала как некоторая целостность:

административно-территориальная единица (волость, уезд, губерния и др.), например город Великие Луки, возникший во времена пути «из варяг в греки», чисто географически оказался на стыке между Новгородским, Псковским и Полоцким княжествами, позже подчинялся Новгороду, а к середине XV в. находился под двойной властью - управлялся новгородским и литовским тиунами; с конца XV в. город был центром Великолукской (по старому написанию - Великолуцкой) волости, в которую входили не только те земли, которые не подпадали под влияние Литвы, но и те, которые в начале XVI в. вернулись в русское княжение; позже Великие Луки были центром Великолуцкого уезда;

политическое образование (республика, княжество, ханство и др.), например во второй половине XII в. Белозерский край входил в состав Ростово-Суздальской земли, а с начала XIII в. являлся самостоятельным удельным княжеством; в последней четверти XV в. Белозерское княжество окончательно утратило политическую самостоятельность и слилось с прочими владениями Московского государства (в данном случае для выявления сути понятия «историческая территория» важна характеристика периода, когда  город Великие Луки был центром волости и уезда, а Белозерье имело самостоятельное политическое развитие);

экономический центр, например южные районы Тамбовской области (Мучкапский, Уваровский и др.), территория  (или ее часть) которых ранее входила в состав Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, и связанные с городом Борисоглебском - центром одноименного района Воронежской области до сегодняшних дней; в) название исторической территории бытовало в народе, употреблялось в повседневной жизни, использовалось в фольклоре, например Жигули (реже Жегули) - народно-разговорный вариант названия Жигулевских гор на правом берегу Волги, в северной части Самарской луки, которые раньше были известны как Яблонные горы [11]; Буян - мифотопоним русского фольклора - мифический остров, обычно расположен на море Окиане (А.С.Пушкин упоминает Буян в «Сказке о царе Салтане») [12]; Китеж, или Большой Китеж, - легендарный город, якобы поглощенный водами озера Светлояра (Светлого Яра) в Нижегородской области, легенда о Китеже послужила основой для либретто оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» [13], существуют и местные сказы о Китеж-граде [14]. Анализу необходимо подвергнуть причины перемены (исчезновения) названия исторической территории в то или иное время, например в XIV-XVI вв. - Холопий Городок, а с XVI в. этот населенный пункт именуется еще и как Старый Холопий [15], сейчас это место оказалось на дне Рыбинского водохранилища. Актуальный и интересный аспект исследования - изучение обстоятельств сохранения исторической территории и ее названия.

Заметим, что часть названий исторических территорий общеизвестна (Сибирь, Донбасс и др.). Некоторые названия знакомы лишь узкому кругу исследователей. Так, Городище возле Нижегородского посада - Старый городок - упоминается в памятниках нижегородской письменности: в Нижегородском летописце XVII в. указано его легендарное происхождение; археологические раскопки показали, что Городище к происхождению и начальной истории Нижнего Новгорода никакого отношения не имеет, вопреки мнению некоторых нижегородских краеведов [16]. Часть же названий исторических территорий канула в Лету - они могут быть установлены только по историческим источникам. Укажем некоторые примеры. Историческая территория «Городец Родилов» установлена на основе письменного памятника - в городецком Китежском летописце указано легендарное время основания Городца Радилова (1164 г.) и второе легендарное же название этого города (Малый Китеж, что связано с противопоставлением Городца на Волге Малый Китеж легендарному Большому Китежу) [17]. Важный вопрос русской истории XIII в., занимающий исследователей-краеведов, - определение исторической территории «Онуза» [18], о которой, в частности, сообщает Вологодско-Пермская летопись: «Того же лета на зиму... на Рязанскую землю лесом безбожнии татарове... пришедше...» [19]. Предположение исследователей о местонахождении Онузы - района сосредоточения войск Батыя в 1237 г. для похода на Русь - в бассейне рек Польной Воронеж и Челновая [20]  могут подтвердить новые, прежде всего археологические источники.

Таким образом, в краеведении историческая территория - это часть земной поверхности; это определенное место с историческим названием, может быть официально измененным, забытым, но хранящимся в народной памяти, фольклоре; это разная по размерам местность, сложившаяся во времени, несущая не только природоведческое, но и широкое историко-культурное содержание, характеризующаяся общностью каких-либо признаков (природных, экономических, исторических или др.).

В научных целях сегодня важно:

выявлять сохранившиеся и устанавливать утраченные названия исторических территорий Российской Федерации; сегодня актуален вопрос о составлении Географического словаря исторических территорий России [21]; фиксировать не только сами названия исторических территорий, но и знание их местными и окрестными жителями, в особенности - осознание населением себя жителями этих территорий;

знать народные именования жителей исторических территорий - косопузые рязанцы, пермяки-солены уши, тамбовские волки, курские соловьи, смоленские рожки... (как только не называли коренных жителей исторических территорий! Некоторые такие народные именования стали  знаковыми для аборигенов), что поможет окончательно определиться с именованием сегодня проживающих в этих местностях (тамбовцы или тамбовчане?); выяснять, все ли из употребляемых названий исторических территорий допустимы к употреблению. Например, возможно ли, с точки зрения норм русского языка, говорить «Белгородщина», «Тамбовщина», «Кирсановщина», «Борисоглебщина»... Ведь суффикс -щина в русском языке имеет отрицательный смысл {безотцовщина, обломовщина, гасиловщина, бесовщина...), он был агрессивен в идеологически «чистом» советском обществе («антоновщина», «махновщина», «деникинщина»...). Итак, дальнейшее выявление сути узлового в краеведении понятия «историческая территория», наполнение его содержанием, выявление связей с другими терминами, разрешение противоречивых вопросов и взаимоисключающих сюжетов требуют совместных усилий специалистов в области естественных и общественных наук и учебных научных дисциплин.

Примечания
1. Подробнее см. Пирожков Г.П. «Край». О понятиях в краеведении // Тамб. хроники: Ист.-краевед. бюл. №2 (апр.) - Тамбов, 1996. - С.23-24; его же. Понятие «край» в краеведении // Общественно-политическая жизнь российской провинции. XX век. Вып.2. - Тамбов, 1996. - С.86-88; его же. Краеведение: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч.1: Введение в краеведение. История краеведения. - Тамбов, 1996. - Гл.1; его же. Топонимия Центрально-Черноземного края: Учеб. пособие. - Тамбов, 1996.
2. Подробнее см. Пирожков Г.П Краеведение в историческом образовании // Организация самостоятельной работы студентов по отечественной истории: Сб. ст. - Тамбов, 1998; и др.
3. Подробнее см. Пирожков Г.П. Перспективы краеведения // Державинские чтения: Материалы науч. конф. - Тамбов, 1995. - С.98-99.
4. См., например, Прохоров В.А, Надпись на карте: Географ, названия Центр. Черноземья. - Воронеж, 1977. - С. 8 («Центральное Черноземье - природно-географическая территория, сложившаяся во времени и имеющая много общих черт естественного, экономического и исторического плана»); Архив Тамбовского центра краеведения (АТЦК), ф.1, оп.10, д.7, л.1 (Письмо НИИ культурного и природного наследия Минкульта РФ и РАН №01-07/138 от 25 апр. 1996 г. о выявлении названий местностей, исторических территорий, земель России); и др.
5. Русская ономастика и ономастика России: Слов. - М., 1994. - С.261, 263, 268, 271.
6. Пирожков Г.П. Топонимические и ландшафтно-лексикологические приемы (способы) историко-географического изучения края // Державинские чтения. Математика. Физика. Информатика: Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 1996. - С.61-62.
7. Подробнее см. Герберштейн С. Записки о Московии. - М., 1988. - «Записки о московских делах» (1549 г.).
8. Русская ономастика... - С.63-64.
9. Тамже.-С.100.
10. Из истории Липецкого края. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж, 1969. - С. ]2.
11. Подробнее см. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. - М., 1966; Бахтиев Ш. Жигули // Русская речь. - 1970. - №1; и др.
12. Подробнее см. Вилинбахов В.Б. Тайна острова Буяна // Наука и религия. -1967. - №9; Горбаневский MB. «Мимо острова Буяна...» // Русская речь. -1987. - №6; и др.
13. Подробнее см. Комарович В.Л. Китежская легенда. - М., 1936; и др.
14. Один из них записан в 1918 г. М.Цветаевой в Тамбовской губернии (см. Пирожков Г.П. Легенды тамбовского леса // Тамб. хроники: Ист.-краевед. бюл. №1. - Тамбов, 1995. - С. 18-19).
15. Подробнее см. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. - М.; Л, 1950, и др.
] 6. Русская ономастика... - С.214.
17. Тамже.-С.49-51.
18. Подробнее см. Дубасов ИИ. Очерки из истории Тамбовского края. -Вып.2. - М., 1883. - С.4; его же. Где была Онуза, на которой стояли татары зимой 1237 г. // Изв. Тамб. учен, архив, комиссии. - Вып.27. - Тамбов, 1890. - С. 13-16; Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. - Тамбов, 1961. - С.189; Раевский А. Летописная Онуза. - Тамбов, 1994. - (Рукопись хранится в АТЦК, ф.1, оп.32, д.З); и др.
19. Полное собрание русских летописей. - М.; Л., 1959. - С.71.
20. См. Раевский А. Указ. соч. - С. 19.
21. АТЦК, ф.1, оп.10,д.7,лл.1-2.