Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

КРАЕВЕДЕНИЕ.2004. Быт и жилище хоперских казаков с первых поселений ... В.А. Приходченко

 
 Прихоперье и Саратовский край в панораме веков:
Материалы ХШ историко-краеведческой конференции 21 ноября 2003 года/
Отв. ред. В.В. Назаров - Балашов:
Изд-во "Николаев", 2004. -160 с.

В.А. Приходченко

Быт и жилище хоперских казаков с первых поселений до начала XX века в экспозиции Урюпинского художественно-краеведческого музея

Свою статью о быте и жилище хоперских казаков с первых поселений до начала XX века мне хотелось бы начать с истории здания самого Урюпинского художественно-краеведческого музея.

    Это двухэтажный купеческий особняк конца ХIХ-начала XX вв. Расположен на углу проспекта и центральной площади. Сделан добротно и основательно: бутовый ленточный фундамент, первый этаж кирпичный (в два с половиной кирпича), второй этаж рублен из пластин и обложен кирпичом. Характерная для того времени отделка точеным красным кирпичом придает зданию сохранившуюся до наших дней величавость и изящество.


    Строивший этот особняк купец средней руки Иван Иванович Смелов думал сдавать свою собственность в аренду. Место удобное, в центре станицы. Ярмарочная площадь. Подвальные залы, оборудованные железными крюками, могли сохранять мясные и рыбные продукты не хуже современных холодильников.

    В советские годы в бывшем купеческом особняке размещались разные организации и учреждения: исполком горсовета, горком комсомола, студенческое общежитие, магазины.

    В 1968 году сюда перешел местный музей, который тогда назывался народным, а через год здесь была открыта первая экспозиция на площади 111 кв.м., где тема донского казачества рассматривалась лишь под односторонним идеологическим углом зрения.

    С 1985 года здание полностью занимает музей, его экспозиционная площадь увеличивается до 328 кв.м., но время возрождения казачества еще не наступило, и экспозиционный раздел о казаках не обновился.

    Постановлением главы администрации города этот старинный особняк теперь находится под охраной государства и числится в списке 67-ми объектов, представляющих архитектурную и градостроительную ценность.

    В 1995 году с назначением главой администрации города Валерия Павловича Сушко, который развитие культуры сделал приоритетным направлением, научная работа в музее оживилась. Стали проводиться регулярные археологические раскопки, начался поиск места расположения первого казачьего городка. В августе 1997 года, в преддверии 380-летия основания города нашими сотрудниками совместно с членами Совета музея и юными помощниками из археологического кружка была проведена сплошная археологическая разведка и аварийно-спасательные работы в районе хутора Горского с целью выявления грунтовых могильников для установления времени, места и площади первого казачьего поселения, а также получения фактического материала в качестве экспонатов будущей экспозиции.

    Экспедиция дала определенные результаты, с которыми выступила группа Юных археологов под руководством старшего научного сотрудника Андрея Викторовича Ломкина на VII Балашовской историко-краеведческой конференции.

    Одновременно в музее строилась экспозиция «Из истории основания казачьего городка», которая включала следующие разделы: «Золотая Орда», «Колонизация Хопра», «Реконструкция лица по черепу», «Занятия населения», «Быт и жилище».

    Небольшой квадратный зал оборудован подобно раннему жилищу первых поселенцев. Низкий камышовый потолок держится на прочных деревянных перекрытиях. Землянисто-серый линолеум имитирует утрамбованный глиняный пол. Достоверно воспроизведены стены, представляющие собой вертикальные жерди, переплетенные прутьями, обмазанными глиной. Печь-каменка из бутового камня, залежи которого находятся недалеко от Старого городка, на Святых Горах.

    Быт населения нач. XVII в. представлен подлинными экспонатами: глиняной посудой и фрагментами керамики.

    Этот подъемный материал собран в окрестностях хутора Бесплемяновского, станицы Тепикинской, с мест расположения казачьих городков Михайловского и Урюпинского. Здесь же каменные жернова тех времен, деревянная лопата и две пары лаптей.

    Кстати, в грунтовом могильнике один погребенный воин был в сапогах, которые хорошо сохранились, другой - в лаптях, которые едва успел запечатлеть фотообъектив.

    В 1704 году Урюпинский городок был перенесен на левый берег Хопра и стал называться станицей.

    Тогда станица располагалась между озером Подпесочным и нынешней улицей Советской и ограничивалась переулками Селиванова и Мельничным. Это место около Покровской церкви, где были построены первые курени, землянки и полуземлянки. Озеро Подпесочное на этом участке из-за подводных ключей не замерзало зимой, и над водой поднимался пар, поэтому оно называлось Апарух.

    Жилье казаков в те времена было примерно таким, каким мы его показываем в первой экспозиции.

    В этом районе еще сохранились самые старые постройки: дома, сараи, амбары, изгороди из дикого камня, которые необходимо зафиксировать на фотопленку для комплектования музейного фонда.

    Курень из одной комнаты под соломенной крышей и песью «по-черному» теперь не найти. Но сохранились разнообразные типы жилища, такие как «связи» (или протяжная хата), пяти- и шестистенки, а также казачьи «вавилоны» (дома с низами или подклетью).

    Газификация внесла перемены в архитектурный облик казачьих изб, в которых часто встречаются пристройки из современного силикатного кирпича. Самобытный облик старинных строений изменился: они потеряли архитектурную целостность. А вот каменные изгороди, на мой взгляд, удачно сливаются с новыми гаражами и железными воротами.

    Протяжную хату в ее первоначальном виде нам удалось найти и снять на видео и фотопленку в хуторе Верхнесоинском, в 30 км. от Урюпинска. В середине такой постройки имеется сквозная прихожая. Она делит дом на две половины - рабочую-кухню и чистую-горницу, поэтому относится к трехкамерному типу жилища.

    Хозяева дома - супруги Овчинниковы, 77-летняя Анна Прокопьевна и 83-летний Петр Михайлович, содержат жилище в чистоте и порядке. Выбелены глиняные стены изнутри и снаружи. В доме две печи: русская - в хате - для выпечки хлебов и обогрева всего жилья, грубка - в горнице - для подтопа и быстрого подогрева пищи. Эта протяжная хата построена в 30-е годы XX отцом Петра Михайловича, переехавшего с семьей из Воронежской области.

    Одновременно с изучением старых казачьих изб в музее строилась новая экспозиция «Быт и жилище хоперских казаков конца XIX - начале XX вв.».

    Ее торжественное открытие состоялось 16 сентября 2003г., в дни Урюпинской Покровской ярмарки. Традиционно наши этнографические выставки и экспозиции завершаются именно к этому празднику.

    Теоретической основой построения экспозиции послужила монография кандидата исторических наук, доцента Волгоградского государственного университета Марины Александровны Рыбловой «Традиционные поселения и жилища донских казаков» (2002), а также изучение опыта Музея народной архитектуры и казачьего быта в рабочем поселке Иловля Волгоградской области.

    В нашей экспозиции сооружен в практически натуральную величину макет казачьего дома в разрезе. Он сделан из жердей, досок, брусьев, камня, глины, камыша и соломы. На площади 18 кв.м. удалось разместить три интерьера: передний угол, бабий угол, хозяйственный двор. В них вошли более двухсот подлинных предметов домашнего обихода. 

    Женская часть жилого помещения представлена так называемым бабьим углом. В данном интерьере сложена русская печь, обращенная к зрителю. На шестах, загнетках и подзагнетке - чугуны, сковородки, крынки, ухваты, цапельник и длинная кочерга для углей. Мебель тогда была неподвижной, шипами соединяясь со стенами. У нас изготовлены подобным образом судняя лавка и деревянная полка, на которых размещена посуда и домашняя утварь. Интерьер переднего угла также обустроен неподвижной мебелью -врезанной в стены угловой полочкой - киотом. Под ней устроен стол-угольник с резными ножками, вдоль стен установлены неподвижные лавки для гостей. Будет здесь и лавка-коник - место для хозяина, где он днем занимался домашней работой, а ночью спал. Название «коник» лавка получила потому, что ее боковая стенка изготавливалась из толстой доски, вырезанной в форме головы коня. Позднее лавку-коник заменила широкая деревянная кровать с такими же глухими спинками-грядушками, украшенными по верхнему краю несложной резьбой. Такая кровать есть и в нашем музее и является частью интерьера купеческого дома.

    Что касается хозяйственной постройки, то здесь набралось много фондовых экспонатов. В их числе: форма для кизяков, ярмо, цеп, серпы, конская упряжь, столярный инструмент, дубовое корыто, верша для рыбной ловли и т.д.

    Новая выставка вызвала большой интерес особенно у педагогов. Стали приезжать учащиеся из соседних районов, например Нехаевского. Чтобы разнообразить экскурсионное обслуживание школьников по экспозициям, наши сотрудники подготовили тематический абонемент, в который включили выполнение практических заданий. Возле экспозиции «Быт и жилище...» школьники рассаживаются в ходе занятия вокруг столов с макетами. Экскурсовод рассказывает об эволюции жилища в хронологической последовательности, начиная с первых казачьих городков. Учащиеся с интересом отвечают на вопросы, поскольку в школах изучают краеведение по учебному пособию «История и природа Урюпинского края» под редакцией профессора Волгоградского государственного университета Анатолия Скрипкина и многое уже знают об этом. К тому же наглядно увидеть устройство казачьего городка можно по его настольному макету.

    Интерьеры жилищ дополняются макетами: полуземлянки, турлушки, куреня, пятистенка.

    Экскурсовод объясняет, что землянка, полуземлянка, или шиш, по устройству сходны с кочевническими юртами, и являются самыми ранними однокамерными постройками. А турлушки - первые наземные жилища. Турлучные стены сделаны из шестов, вкопанных в землю, переплетенных хворостом и обмазанных глиной. Кстати, слово «турлуки» - тюрское и означает «шесты». Курень, то есть круглый, а «круг» - главная особенность монгольского жилища. В макете «бревенчатого» пятистенка слушатели находят сходство с современными домами, так как часто видят их на улицах. Во время демонстрации макетов с учащимися ведется живая беседа, поддерживаемая вопросами ведущего. На столах размещены образцы «стройматериалов": глина (красная и белая), бутовый камень (в виде щебня), ветки, жерди, камыш, чакан, солома, саман.

    Завершают теорию практические занятия. Учащиеся стараются соорудить частокол для городка, сплести плетень из ивовых прутьев, вылепить саман (сырцовый кирпич) сложить сруб пятистенки из заготовок.

    Таким образом, музейная экспозиция становится более живой и достойной для понимания, когда она дополнена наглядным материалом (макетами, составляющими деталями, фотографиями, схемами и т.д.), которые помогают создать наиболее полную картину эволюции жилища, а непосредственное участие детей в создании макетов подобно машине времени переносит их в прошлое, к жизни далеких предков.