Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Владимир Вахрушев: «Текст города рождается на пересечении взглядов на одни и те же звезды…»

Лебедушкина Ольга.

Владимир Вахрушев: «Текст города рождается на пересечении взглядов на одни и те же звезды…»

Владимир Серафимович Вахрушев – доктор филологических наук, профессор, один из известнейших специалистов в области английской литературы. Но темой нашего разговора стала не только европейская культура. Вахрушев, полиглот, автор книг и статей о Шекспире, Бернарде Шоу, Джэке Линдсее, Уильяме Теккерее, написал книгу о городе, в котором прожил значительную часть жизни. Балашов, находящийся на окраине Саратовской области, превратился из административной единицы районного масштаба в город-текст, возникающий на пересечении и переплетении времен, свидетельств, мифов. Это не историко-литературный очерк и не краеведение. Названия новых дисциплин – гуманитарная география и локальная история, наверное, наиболее точно объясняют жанр Вахрушева...


– Владимир Серафимович, начать хочется с сюжета, который вы давно изучаете: балашовской темы в книге Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь». Строчкой оттуда названа и ваша книга о городе-тексте: «Большой, как солнце, Балашов…»

– Понятно, почему для Пастернака маленький провинциальный город превратился в космическую гиперболу – лето 1917 года, любовь к Елене Виноград, которая вместе с братом создавала новое земство в Балашове и Романовке, надежда на взаимность и полный разрыв… «Сестра моя – жизнь» – это одновременно поэтический роман о революционном лете 1917 года и лирический дневник путешествия – двух поездок поэта к любимой женщине из Москвы, с Павелецкого вокзала по Камышинской ветке, и обратно. В книге отражено реальное географическое пространство: Балашов – Романовка – Пады – Мучкап – Ржакса. Но маршруты даны не линейно, а сбивчиво, как знаки судьбы героя… Это ведь та книга, в которой конкретный момент истории оборачивается неопределенной далью – «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» и точных примет времени не очень много. На это еще Цветаева обращала внимание в своей рецензии, названной «Световой ливень». Самое конкретное – географические реалии путешествия…

– Буквально на днях на одном из центральных телеканалов в фильме, посвященном Пастернаку, прозвучало: поэт ездил к своей возлюбленной «под Саратов». Это правда – Балашов под Саратовом? Или, как писали самые разные авторы, от Джэка Линдсея до Расула Гамзатова, – «на Волге»?

– Это как раз типичная ошибка, которая свидетельствует о тотальном отсутствии представлений о так называемой региональной идентичности. Меня недавно попросили написать статью о балашовской мифологии, и я начинаю именно с того, что люди не понимают географической специфики этих мест. Самое печальное и ошибочное – то, что мы вообще привыкли ограничиваться административной информацией: если Саратовская область, значит – «на Волге и под Саратовом». Но даже географически правый берег Волги очень высокий, поэтому в правобережье нет рек, впадающих в Волгу, даже те реки, которые, как Медведица, начинаются недалеко, все равно текут от Волги по направлению к Дону, и поэтому мы относимся к Донскому бассейну, тем более наша река – Хопер, которую упоминает и Пастернак. Это большая река, особенно в масштабах Европы, это звучит – две тысячи с лишним километров протяженности…

– То есть мир этой пастернаковской книги – другие реки, другие травы, другой воздух, другие цвета?

– С другой стороны, Пастернак тоже примыкает к этой общей ошибке, когда в стихотворении «Распад» говорит о «Поволжье мира», но это уже другого рода ошибка, это метафора, которая объясняет регион в космическом масштабе. Конечно, двести километров от Саратова кажутся небольшим расстоянием, и все же это совсем другое пространство, у которого есть свое название – Прихоперье… Здесь, думается, сыграла роль не только подмена географии и культуры административным принципом, но и другой культурный миф, еще Грибоедовым созданный, – знаменитое «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!».

– Да, в этом смысле вся огромная провинциальная Россия «под Саратовом»… Но если можно говорить о географической уникальности того или иного места, существует ли особая местная ментальность, точнее, философия жизни?.. 

– Сложный вопрос. Может быть, легче привести пример того, как нечто подобное сказывалось в литературе. Первый писатель родом из земли балашовской, современник Пушкина и Лермонтова, Сергей Дмитриевич Мысовский-Светогорский был в буквальном смысле выходцем из низов, родился в беднейшей семье, рано лишился родителей, ходил босиком, учился у какого-то саратовского учителя, к которому попал случайно… Но ведь удивительное дело – у этого мальчика пробудился интерес к космосу, и вся его поэзия в последующие годы – «Мысль о бессмертии», «Поэма о сотворении мира», «Послание о созвездиях неба»… И еще одно в нем удивительно: когда он попал в Москву, а позже в Петербург, он сразу начал изучение английского языка, уже не говоря о том, что и латынь как-то ухватил… Он сдал экстерном экзамены на звание учителя, из балашовского мещанина стал дворянином. На контртитульном листе своей «Поэмы о сотворении мира» он с гордостью поместил свой портрет в парадном мундире и при шпаге – теперь он был «служащим при Министерстве Народного Просвещения». По его текстам чувствуется, что он читал «Потерянный Рай» Мильтона, читал в оргинале Эдуарда Юнга «Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии», откуда очень неплохо перевел фрагмент. Это в том числе говорит о том, что такая сугубо провинциальная культура как-то стремилась выйти на мировой уровень, что в этой самой безликой «глуши», на краю исторического «дикого поля», проявлялось стремление к культурному обмену с европейской цивилизацией. 

– Вот этот вопрос мне давно и хотелось вам задать: можно ли жить в русской провинции и при этом быть европейцем? Потому что когда мальчик-сирота в этой глуши начинает думать о космосе, и не просто думать о космосе, а еще и опираясь на Мильтона, Поупа, Юнга, это ведь, при всех красивых словах о космизме национального сознания и прочем, – несколько не то, чего от него ждут… 

– Тем это и удивительно. При всех различиях, как параллель, на ум приходит Григорий Сковорода, но он территориально был ближе к Западу, там была особая университетская, академическая киевская, харьковская культура, а здесь ведь в начале девятнадцатого века никаких университетов и академий не было… Только школы…

– И все же он думает о созвездиях неба, этот мальчик, чтобы потом о них написать, как будто он с этим родился…

– Очевидно. Смотрел на звезды, а может быть, тот самый безвестный саратовский учитель что-то ему рассказывал, и это так запало в душу. 

…Возвращаясь к теме провинции и «европейства». У нас на уровне обыденном люди думают «вертикально»: провинция всегда расположена «ниже», причем провинция районная, «уездная» ниже провинции «губернской», областной, областная – ниже столицы, а столица, в свою очередь, ощущает западную цивилизацию по отношению к себе как метрополию. 

– Как вам кажется, люди всю жизнь карабкаются по лестницам или перемещаются по дорогам?

– Сейчас это пытаются осмыслить и на уровне научном. Специалисты в области так называемой гуманитарной географии (в НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева есть целый сектор, который так называется, им заведует очень интересный человек, доктор культурологии Дмитрий Николаевич Замятин) справедливо рассуждают о том, что люди в процессе географических перемещений в пространстве одновременно совершают и некие вертикальные сдвиги в своем мировоззрении, приобщаясь к новой культуре, к проблемам общим и специфическим, и все это откладывается в их сознании, и потому всякие путешествия, мысленные или реальные, так важны. Приведу еще один пример, о котором пишу. Знаменитый исторический романист Михаил Николаевич Загоскин в 1834 году опубликовал цикл новелл «Вечер на Хопре». Основная часть действия там разворачивается в доме, который стоит на берегу Хопра, в доме помещика Асанова. Но рассказы пятерых приглашенных гостей посвящены событиям, происходящим в Москве и Петербурге, в Польше и Белоруссии, на Дону, во Франции и Италии…

– То есть сидят люди в глуши, рассказывают истории, которые их связывают со всем миром, и получается, что «глушь» – понятие относительное?

– Глушь, конечно, есть. Но только это не плотный массив, в ней есть каналы, колодцы, подпочвенные воды, которые прорываются на поверхность, которые бьют, как гейзеры. Обязательно в любой глуши есть какие-то связи с мировой культурой, иногда такие, что даже сложно себе представить. Хотя, наверное, могут существовать и совершенно изолированные культуры, не целые регионы, конечно, скорее, отдельные островки какой-то особой косности, замкнутости. Другое дело, что с каждым годом и такие островки размываются, их становится все меньше. 

– Вот у меня такая совсем неинтеллектуальная ассоциация – проза Стивена Кинга, где всегда моделируется абсолютная глушь как обязательный рассадник зла…

– Но ведь в мировой литературе есть и абсолютно противоположный взгляд, не менее распространенный: мегаполисная культура тоже воспринимается как злое начало, прежде всего отчуждающее. Так что Стивен Кинг, конечно, примышляет, сгущает краски. Впрочем, любая мифология, как и суеверия, и страхи, – тоже закономерная часть культуры... 

– Причем миф, текст, слово оказываются гораздо прочнее каких бы то ни было «вещественных доказательств»?

– Да, культуролог Дмитрий Николаевич Замятин, которого я уже упоминал, специально проезжал по местам, где побывал Пастернак, искал какие-то следы его пребывания девяностолетней давности, местных жителей опрашивал, но, конечно, никаких следов не осталось. Это и понятно – ведь Пастернак побывал в этих местах, можно сказать, мимолетно, Елена Виноград проводила его от Романовки до Мучкапа, сюжет завершился. Главный след и главное свидетельство – сама книга «Сестра моя – жизнь», циклы «Романовка» и «Книга степи». Остался текст, который, как некое воздушное облако, висит над этим пространством. 

– Собственно, ваша книга – о том же, о том, что каждое место, каждый город, большой или маленький, представляет собой текст, который врастает в прошлое и продолжает дописываться на наших глазах.

– Это само напрашивается. «Петербургский» и «московский» тексты изучаются давным-давно. Но сейчас такие исследования ведутся в разных местах. Есть уже «пермский текст», «тверской текст». При этом у каждого места и текст, и сюжет единственный. У нас я вижу очень характерное начало в виде книг Мысовского-Светогорского, потом некое снижение – на уровне простого упоминания местных реалий у того же Загоскина, Ильи Салова, Случевского, Валентины Дмитриевой, а затем такой взлет – я имею в виду пастернаковскую книгу. И таким образом «балашовский текст» живет. И очень важно то, что он рождается на перекрещивающихся взглядах. Взгляд Мысовского-Светогорского – это взгляд уроженца этих мест, вся жизнь которого – движение вовне: Саратов, Воронеж, Москва, Петербург. Пастернак – наоборот, гость извне, «со стороны». Но что он видит из окна поезда в степи под Балашовом – «звезд немой и жаркий спор»… И вообще «балашовские» стихи, как и всю книгу «Сестра моя – жизнь», в поэзии Пастернака отличает особый всплеск космической темы. Вот так получается текст, по-своему причудливый, но и очень закономерно построенный. Вроде бы случайно то, что Пастернак сравнил наш город с солнцем, случайно и то, что Сергей Мысовский воспевал тайны мироздания. А в искусстве, и не только в искусстве – в самой жизни, так и бывает: есть какие-то совершенно неожиданные случайные вещи или люди, которые вроде бы не соприкасаются и не подозревают друг о друге, а они, оказывается, – части духовного целого…

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev