Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Река Ворона. Спортивное рыболовство

спортивное рыболовство

РЕКА ВОРОНА

куда  поехать рыболову

Vorona_2010-01-28

Всякий раз, возвращаясь домой после неудачной рыбалки, в ответ на вопросительный взгляд и саркастическую улыбку жены я говорю:

  — И все-таки лучше нашей Вороны на свете реки нет!

  Пусть читатель не спешит упрекнуть меня в субъективности или в повышенном патриотизме человека, родившегося и выросшего на берегах этой реки.

  Мне довелось побывать на многих реках Советского Союза. Случалось ловить рыбу и за его пределами. Я видел суровую красоту Ангары, Селенги, Чикоя. Дух захватывает от мощи к величия сибирских рек! Прекрасны и другие реки, каждая по-своему. Да и вообще, едва ли можно представить себе реку, лишенную красоты и очарования!

  Но наша Ворона, кажется, будто специально создана для отдыха.

  Река эта протекает по юго-восточной части Тамбовской области, и, хотя Тамбовщина — преимущественно степной край, Ворона тем не менее на всем своем протяжении буквально окутана сплошным массивом лиственного леса. И справа, и слева он вплотную подступает к воде.


  На излучинах у подмытых обрывистых берегов вековые деревья в самых невероятных позах сползли вниз и погрузились в воду. Многие деревья еще не упали, но так наклонились к воде, что их листья вычерчивают на волнах причудливые зигзаги. Плыть под такими зелеными шатрами необыкновенно приятно.

  На низких берегах — густые, местами непролазные заросли кустов. Они так переплетаются с кугой или тростником, что порой не видно, где проходит твердая полоска берега. Эти дебри перемежаются небольшими, очень удобными для ночлега полянками. Таких полянок много, причаливайте к любой из них. Достаточно вам сделать один шаг из лодки на землю, чтобы иметь полную возможность развести костер. Сухие сучья во множестве валяются под ногами, висят над головой, и никакого труда не составляет собрать их в любом количестве. Рогульки и коромысло для подвески котелка — тут же, у вас под руками. Грейтесь, сушитесь, кипятите чай, варите уху, пеките картошку! Не забывайте только погасить костер перед тем, как отправиться в дальнейший путь, благо   вода рядом.

  При необходимости можете построить шалаш, покрыв его камышом и высокой травой, в которой тоже нет недостатка. Если случайно ваше походное бамбуковое удилище поломается — не огорчайтесь. В прибрежном лесу много орешника. Местные рыболовы, как правило, пользуются ореховыми удилищами, а прошлогодний стебель рогоза служит им прекрасным поплавком.

  На южных пригорках есть земляника, а в низинных местах — большие заросли черной смородины. В лесу множество грибов. В конце лета на заросших берегах, не крутых и не очень пологих, как фиолетовые звездочки, пестрят спелые ягоды ежевики. Их можно срывать, не выходя из лодки.

  А пляжи! Думаю, большой грех не падёт на мою душу, если скажу, что таких пляжей больше нет нигде! Представьте себе песок — белый как сахар на берегу и в воде. На солнце он слепит глаза. Промытый водой и словно просеянный, он почти не образует ни пыли, ни мути. Повалявшись вдоволь на таком песке, вы можете, не ополаскиваясь, одеваться и быть уверенным, что тело осталось чистым.

  Вода в Вороне летом, как парное молоко. Можно долго плавать, нырять, бултыхаться, не ощущая озноба и холода. По этой причине мои случайные и неоднократные падения в воду с крутого берега или с лодки сохранились в памяти, как приятные приключения.

  В песке здесь живет маленькая, длиной 5—6 см, серенькая и плоская с боков рыбка — щиповка. Во время купания, бывает, наступишь на нее ногой и чувствуешь, как она энергично шевелится, копошится, стараясь вырваться. Когда ей это удается, вы можете увидеть, как от ноги мелькнула в сторону серая молния и на расстоянии около метра от вас быстро зарылась в песок, оставив после себя едва заметный фонтанчик мути. Щиповка для окуня и мелкой щуки — одна из лучших насадок. Поэтому не удивляйтесь, если во время купания обнаружите у ног с десяток мелких окуней. Они вас совершенно не боятся, снуют и кружатся около самых ног в ожидании выскакивающих щиповок.

  Щиповка по-местному называется кусачкой. Но она не кусается.  На  ее жаберных  крышках  под  глазами  есть по  острому шипу; делая быстрые боковые движения, она старается уколоть шипом всякого, кто посягает на ее жизнь.

  Наловить кусачек для наживки — дело очень простое. Надо зайти в воду по колено или чуть глубже, лучше там, где есть небольшое течение, и идти по песчаному дну «елочкой» (пятки вместе — носки врозь), обшаривая ногами дно. Как только почувствуете, что под ногой зашевелилось, берите рукой в этом месте песок всей горстью и переносите его в банк-; ^ водой. И уже е банке из песка выскакивает то, что вы ловили, — узенькая плоская рыбка с бурыми продолговатыми крапинками на спине и боках. Иногда за пять-шесть минут можно наловить десяток-полтора кусачек; при этом окуней будет поймано столько же, а то и больше, так как на одну кусачку иногда удается выудить кряду и двух окуней. Удочка для этого требуется поплавочная, самая обыкновенная.

  Так как прожорливость окуней не Вороне отнюдь не меньшая, чем на других водоемах, то насаживать кусачку на крючок нужно не за середину спинки, а ближе к хвостовому плавнику, потому что в этом случае крючок оказывается ближе к губам окуня и сравнительно легко извлекается из его пасти.

  По мнению многих местных рыболовов, очень опытных, окунь — самый лучший живец для ловли сомов, щук и судаков. Правда, по моим наблюдениям, плотва для щуки более привлекательна, но если учесть, что она стремится кверху и часто наматывает на себя и поводок, и часть лески, в то время как окунь всегда тянет вниз, никогда не запутывает поводка и гораздо живучее плотвы, то предпочтение следует отдать окуню.

  В Вороне обитают сом, щука, судак, окунь, язь, голавль, жерех, лещ, линь, налим, плотва, красноперка, елец, подуст, пескарь, ерш, уклейка, золотистый и серебряный карась. Много здесь раков.

  Хороша на Вороне ловля в проводку с прикормом. На глубине 2—3 м и небольшом течении на пареную пшеницу отлично берут плотва, елец, подлещик, подъязок и некрупный голавль. Если использовать для приманки червя, то, кроме этого, — окунь, пескарь, подуст. Разумеется, применимы и другие, самые разнообразные насадки, известные рыболовам. Мест, удобных для проводки, — сколько угодно.

  Повсеместно практикуется ловля леща донными (закидными) удочками с привадой. Привадой обычно служат пареные рожь и пшеница, а ловят, как правило, на навозного и земляного червя. Ранним утром и поздним вечером берет лещ, язь, крупная плотва и мелкие сомята. Теми же донка-. ми, но на мелкого живца — окуня, ельца, пескаря, личинку миноги — без всякого прикорма днем ловят щук, окуней, голавлей, иногда жерехов, а ночью — судаков, сомов, голавлей, язей.

  Из живцов, употребляемых при ловле донками, наибольшей «популярностью» среди водных обитателей, а значит, и среди рыболовов, пользуется личинка речной миноги, особенно в первый период после спада полой воды. В это время хищная рыба предпочитает ее всем другим живцам и насадкам. Более того, рассказывают, что на маленькую личинку, которая по размерам, форме и цвету весьма похожа на червя, случалось вылавливать даже лещей и крупную плотву. Местные рыболовы называют личинку миноги гольцом за полное отсутствие на ее теле чешуи. Но не следует в самом деле путать ее с гольцом — рыбой, которая в Вороне и окрестных озерах, кажется, не водится. Личинка очень живуча и поэтому на одну иногда удается выудить несколько сомят или голавлей. Она обладает прочной кожей и при забросе с крючка не срывается. Насаживать ее надо за спинку, ближе к голове, а жало крючка выводить наружу.

  Добывают личинку миноги очень просто. Заходят в воду по колено или чуть глубже, около берега, в таком месте, где много ила. перемешанного с мусором — мелкими сучьями, прошлогодними опавшими листьями и т. п. Захватив обеими руками как можно больше этого мусора, выбрасывают его на берег. Из выброшенной груды некоторые личинки выскакивают сами, остальных выбирают и опускают в садок из мелкой металлической сетки или в ведро с водой, которую потом часто меняют. Вот, собственно, и все.

  Отличные результаты дает ловля нахлыстом. Но должен сразу оговориться, что нахлыст в его классическом виде там не применяется. Обычно для нахлыста используют самую обыкновенную поплавочную удочку без грузила. Но и она в опытных руках весьма эффективна. Среди местных любителей нет квалифицированных мастеров этого способа

  ловли. Я могу назвать лишь одного спортсмена. Это житель села Караул Е. М. Цуканов. Большой специалист ловли щук спиннингом на снасточку, он в то же время отлично владеет примитивной самодельной нахлыстовой снастью. В его трофеях килограммовые и полуторакилограммовые язи и голавли — не редкость. И что при этом особенно примечательно— он не пользуется насекомыми, а ловит на земляных червей.

  Поистине великолепны условия для ловли спиннингом. На вращающиеся блесны любых конструкций и расцветок, кроме щуки и окуня, ловятся голавль, жерех, язь. На блесны колеблющиеся — щука и окунь. На снасточку с мертвой рыбкой — щука, причем, как правило, более крупная, чем на блесну. Впрочем, это общее правило, но на Вороне оно проявляется как-то особенно наглядно. Тот же Цуканов за лето приносит домой не одну щуку весом 5—6 кг.

  Я предпочитаю ловить не на снасточку, а на блесну, считая такой способ более спортивным. В моих уловах не было только судака и сома. Но это потому, что на ужении судаков и сомов я не специализировался. Уверен: если специально заняться ими, то и они — сом и судак — украсят улов спиннингиста.

  С некоторым сожалением должен констатировать, что на Вороне спиннингом, как впрочем, и нахлыстом и в проводку, удобнее ловить с лодки. Сплошные заросли на берегу и в воде не дают возможности правильно забросить блесну с берега и провести ее. Это обстоятельство, пожалуй, единственное неудобство, которое испытывает спиннингист на Вороне.

  Но не следует думать, что ловля с берега совершенно невозможна. Однажды местный житель посоветовал мне сходить в лес к небольшому безымянному озеру, в котором, по его словам, было много щурят. Проблуждав в лесу более двух часов и не найдя озера, я неожиданно для себя вышел к реке. По месту определил, что нахожусь примерно километрах в двух от дома. И вот, пробираясь еле заметной тропой в направлении к дому, я время от времени, где было можно, подходил к воде и неуклюже делал забросы на 10—15 м. Б результате за полтора часа моего пути я имел десять поклевок.

  В Вороне много сомов, и очень крупных. Но местные рыболовы специально ловлей сомов не занимаются. Обычно сомы попадаются на крючок попутно, при ловле другой рыбы. Правда, мне известно, что жерлицей на окуня был пойман соменок в 13 кг, а донкой — сом в 17 кг, который польстился на крупного кузнечика. Имеются достоверные сведения о поимке сомов в 44, 51 и 60 кг.

  Сомята ловятся здесь, начиная с весеннего посветления воды до сентября, а сомы — в наиболее жаркое время лета, в пору сенокоса и уборки хлебов, темными ночами. Случаи поимки сомов днем редки и рассматриваются рыболовами как исключительные, нетипичные для Вороны...

  Если вы хотите попасть на Ворону на лодке или байдарке, то я рекомендую маршрут вниз по течению от г. Кирсанова до с. Уварова. Между этими двумя пунктами по воде что-нибудь около двухсот километров.

  Саратовские, астраханские, камышинские поезда, идущие  через Тамбов, привезут вас в город Кирсанов. В пяти километрах к югу от него, у д. Чутановки, протекает река Ворона. Вот здесь «седлайте» ваши байдарки — и в путь! У Кирсанова река сравнительно небольшая. Но дальше, принимая в себя Вяжлю, Карай, Балаклей и некоторые другие мелкие речушки, она под Инжавином становится более полноводной. Течение небыстрое, но на отдельных перекатах надо быть внимательным и осторожным. Под водой много затонувших деревьев, на которые можно наткнуться и потерпеть аварию. В этом, пожалуй, заключено единственное коварство реки Вороны.

  Если же вы предпочитаете «оседлую» ловлю, то я вам предлагаю другой вариант. Надо доехать до Тамбова, а там пересесть на пригородный поезд, который привезет вас на ст. Инжавино. Садиться надо обязательно в последние вагоны, и ВОТ почему. Поезд этот на ст. Иноковка раздваивается: первая его половина идет дальше в Кирсанов, а хвостовая часть — на Инжавино.

  Ворона от Инжавина находится в 2 км. Но советую поселиться в любой деревне в 7—15 км от станции — Красивка, Крашавка. Волково, Караул, Нащекино Все они расположены непосредственно у реки.

  И. КАЗАКОВ

  г. Москва Фото Л. ЧИСТОГО