Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

О рыбалке.“РЕКА ВОРОНА, ПРИТОЧЕК ДОНА, СОМОВ ЛЮБИМЫЕ МЕСТА..”

«Мучкапские новости» №64-65 от 27.05.2005

“РЕКА ВОРОНА, ПРИТОЧЕК  ДОНА, СОМОВ ЛЮБИМЫЕ МЕСТА..”

Мир увлечений

Mu_Nov64-65_27052005-1

Предпосылки к прекраснейшему увлечению - подводной охоте - появились во мне, похоже, ещё до рождения. Сколько себя помню, вроде бы всегда умел плавать и нырять. Помню, как в возрасте четырех - пяти лет сидел на берегу реки Вороны с кожаной сумкой, а мой отец нырял и периодически выкидывал на берег по несколько штук раков. Моей задачей было их собирать и укладывать в сумкуВ начале 70-х, выше по течению, вблизи города Уварово, произошел мощный сброс отходов. На реку было страшно смотреть. Десятками, а может, и сотнями тонн, несколько дней подряд сплавлялась мертвая рыба по течению. Раки вылезали на берег и на стебли камыша с выпученными глазами... Урон речной живности был нанесен огромный. На десятки километров наша река стала безжизненной.

Прошли годы, “рыбье население” стало восстанавливаться, и пудовые сомы сегодня не редкость, конечно, для умелого рыбака или подводного охотника. А вот раков не часто можно увидеть на некогда богатой ими реке.

Та трагедия затронула во мне что-то, ещё непонятное мне тогда, пацанёнку. Но река наша стала мне много ближе, роднее. Особо связала меня с рекой подводная охота. Откуда вдруг в глубинке России такое увлечение?

Первое знакомство с ружьем (“резинка” за пятнадцать рублей) произошло в Анапе, куда нас с братом привезла на недельный отдых мама. Мне было двенадцать лет. Как-то, зайдя в магазин перед походом на пляж, я увидел этот экзотический набор: ласты, маску с трубкой, ружьё. Всё это обошлось маме в 25 рублей. На такие затраты мама не рассчитывала! Но зато какую гордость испытала она, когда её сын вышел из моря с первой добычей: три камбалы граммов по 300-400 каждая, и краб (панцирь с кулак взрослого человека). Правда, я слегка получил “по шлыку” от чужого дяди, которого случайно ткнул гарпуном в мягкое место.

Школьные и студенческие годы прошли в шахтерском городке Гуково Ростовской области. Летние каникулы - это, в основном, Мучкап, река Ворона. Здесь родина моего отца. Главное - рыбалка. Рыбалка удочкой, ловля руками рыбы в пересыхающих болотцах, оставшихся после разлива, ныряние в маске.

В конце 80-х, сразу после свадьбы, я переехал в Мучкап на постоянное место жительства. К подводной охоте вернулся только в середине 90-х годов. Я все с большим интересом нырял в маске, ловил налимов по норам, попадались экземпляры от полу- до полутора килограммов. В один из жарких июльских дней со знакомым мы решили проплыть в масках вниз по течению, обозревая подводные красоты. Подо мной шел сом! Я попытался его догнать, да куда там! Поплыл дальше в предвкушении новой встречи. И встретил! Я нырнул и сумел погладить сома! Тут-то и настигла меня давняя тяга к подводной охоте! Чуть “не лопаясь” от прихлынувшего адреналина, вылетел из воды и галопом помчался домой. Тотчас позвонил отцу в Ростовскую область, а он должен был приехать буквально на следующий день сюда в отпуск. Объяснил, так, мол, и так, видел сомов, было бы ружьё - подстрелил бы! Отец в ответ: “У меня есть “пневмат” пятигорский. Жди. Завтра привезу”. На следующий день он приехал и, как обещал, привез пневматический пистолет - ружье.

Почти сразу же рванул на реку. И вот я в подводной стихии! В тот момент из снаряжения на мне были: ласты, маска с трубкой, ружьё и ... плавки. Начал я свои исследования, и довольно детальные, по траве, которая поднималась с двух- трех метровой глубины до “потолка”. Через 20-30 минут я увидел хвост соменка. И я его взял! Сердце затрепетало, к берегу скорее, не упустить! В итоге в этот день, за полтора часа охоты, я добыл двух сомят - 1,9 и 2,5 килограмма. Это была конкретная заявка на звание настоящего подводного охотника!

Река Ворона берет начало в Пензенской области, недалеко от поселка Пачелма. Большая часть реки протекает по юго-восточной части Тамбовской области и на северо-востоке Воронежской области впадает в Хопёр. Имеет множество притоков, изобилует островками. Правый берег, в основном, высокий и обрывистый. По берегам растут красивые лиственные леса. Русло реки очень извилисто, местами оно почти поворачивает в обратную сторону. Глубины - от 1 до 4-5 метров. Встречаются омуты до 9-10 метров, ямы шести-семиметровой глубины, перекаты, местами солидная закоряженность. Видимость под водой увеличивается от полутора метров в июне до 5-6 метров в сентябре. В реке более 25 видов рыб, из которых достоины гарпуна охотника, на мой взгляд, сом, щука, судак, сазан, язь, голавль, окунь, налим, лещ. Иногда встречаются крупные экземпляры рыбца, карася. Жерех - сложная для охоты рыба. Взять жереха мне не удавалось ни разу, да и видел я его всего лишь 2-3 раза. Хотя есть неплохие экземпляры, весом до 3-5 килограммов.

Теперь несколько интересных, на мой взгляд, эпизодов подводной охоты.

Она ушла, но я был счастлив

Mu_Nov64-65_27052005-2

Как и всякий подводный охотник, мечтающий о трофейной рыбе, я прибыл на один из прямых участков реки, ничем особо не выделяющийся, за исключением одного. Прошлым днем, после охоты, сидя на берегу, я пил чай и наслаждался природой. Несколько мощных ударов, с небольшим интервалом времени, привлекли мое внимание к середине реки. Там стоял куст куги, ниже по течению стелющаяся по поверхности трава... И впечатляющие круги по воде. Смеркалось. И вот я на этом участке. Медленно иду против течения по траве, приближаясь к кусту куги, это отмель. Глубина чуть выше пояса. Вижу цель, вернее, часть цели - хвост солидной щуки. Несколько раз отходил от места, опять подныривал - бесполезно, вижу только хвост и несколько сантиметров тела рыбы, все остальное закрывает густая трава. Ближе подойти никак нельзя - почувствует и уйдет. Медленно вытягиваю руку с ружьем, плавно нажимаю на курок, доли секунды и... Ружье вылетает из руки. Можете представить себе моё состояние, выныриваю, стою по пояс в воде. Весь в траве, в костюме, в ластах -подводный охотник без ружья! Перематерился и следом. Но в течение трех минут успокоился, нырнул, дошел до куста, обошел его слева направо и, о чудо, - увидел гарпун. Я схватил его так цепко, что, кажется, даже кит бы его у меня не вырвал! Сделал круг о пресловутый куст и пришел к ружью. “Щучара” ушла, но, благодаря этому кусту, ружье с гарпуном оставила хозяину, как бы предупреждая - расслабляйся, но не впадай в транс.

Нос к носу

Этот эпизод произошел после сильных ливней. Прибыв на место, я понял

уже с берега, что видимость упала до полуметра. Но, как говорится, охота пуще неволи, решил попытать счастья. Подныривая под свисающие в воду кусты тальника, почти бороздя подбородком дно, прихожу к выводу, что вовремя увидеть рыбу и произвести точный выстрел почти нереально, как вдруг вижу темно-серое телодвижение в полуметре от плеча. Но, зная правило стрелять только по точно определенной цели, я преследую и пытаюсь разглядеть - кто же это? В следующие секунды происходит событие, от которого пробежали мурашки по телу, на меня уставились два глаза, нос и все остальное, что было на этой морде. Наши “морды” разделяло стекло маски. Если бы не маска - не избежать нам “поцелуя”. Это был бобер. Пять секунд пристального внимания друг к другу, разворот на 180 градусов и дружный удар по воде, почти одновременный, ластами и хвостом. Подобных встреч и случаев происходило довольно много за восемь лет “плотного” увлечения подводной охотой по реке Вороне и по некоторым прудам нашего района. Я не знаю, будет ли интересно постоянным читателям моей любимой газеты, но я возьму на себя смелость и добавлю кое-что о своих трофеях в небольшом повествовании.

Прибыв на один из знакомых, подковообразных поворотов реки, облачился в костюм и пошел по неглубокой яме (4-5 метров), изобилующей корягами и парой мощных навесов. Встречаю в корневищах одной из коряг сомика, делаю выстрел и он мой! Сажаю на кукан, ныряю перед одним из навесов, вижу сазана, подстреливаю легко, несколько рывков - и обессиленный сазан уже на кукане. Мелькает в голове мысль, что рядом должен быть, по крайней мере, еще хоть один сазан, и сразу же слышу всплеск, да, я не ошибся! Нырок в глубину (в коряги) со света в тень, слышу знакомые любому подводному охотнику звуки - звуки ухода крупной рыбы. Выхожу на поверхность, продышка с закрытыми глазами и, подстегиваемый охотничьим азартом, - в глубину под затор. Завороженно наблюдаю очень красивую картину: под бревном, находящимся в метре ото дна, висят три солидные рыбины. Два сазана и между ними сом. Они находятся немного выше по течению.

Естественный для такой ситуации вопрос - в кого делать выстрел. Но обстоятельства сложились сами собой, и наилучшим образом для меня. Один сазан продвигается вперед, совсем немного, сом висит на одном месте, слегка помахивая хвостом. Второй сазан разворачивается и то ли ради любопытства, то ли еще по каким делам проплывает в полутора метрах от меня уже в прицеле. Плавный спуск - есть! Ухожу с добычей ниже по течению, даю погулять на лине. Сажаю на кукан и вновь ныряю на уже знакомое место (сазан, до этого делавший движение вперед, стоит на той же точке, потом уходит в глубину затора. А где же сом? Смотрю влево, вправо, вперед - нет сома, пропал... Ложусь на дно и медленно, справа налево, делаю более детальный обзор. Вот ты где! Сом сменил висячее положение на лежачее, по глазам вижу - наблюдает за мной, находясь всего лишь в 1,2-1,5 метрах параллельно мне. Медленно поворачиваю ружье, спускаю курок и ... мощный моментальный рывок под корягу, несколько раз сальто (все в считанные секунды) и намертво заякорился в корягах. Пришлось вешать на отдельный кукан под водой, долго распутывать линя. После распутывания и зарядки, ухожу под затор, нахожу сазана и делаю точный выстрел. Пять выстрелов - пять рыбин: три сазана от 5 до 7,5 кг, два сома - 6 и 12,5 кг. Отличная охота!

И еще одна приятная и немного забавная история. Теплым летним днем с напарником решили доехать до пруда в одну деревушку (помимо щуки, окуня и карася в пруду есть карпы) поглядеть на видимость. И, естественно, взяли все снаряжение. Приехали, вышли к пруду, напарник почесал голову... Да, видимость оставляла желать лучшего, на вытянутую руку. “По-моему, я маску забыл”, - сказал мне Саня. Что тут делать? Уже вечереет, солнце клонится к закату, да и время терять... Я молча одел костюм и думаю: “Где наша не пропадала?”, залез в воду и поплыл в “хвост” пруда. По сути дела, пруд этот-запруженный овраг, бывший ручеек, о края которого росли деревья, в основном как раз в “хвосте”. Глубина до 4-х метров и к концу “хвоста” - 1 метр. Вот я и поплыл, сначала по левую сторону хвостовой части пруда, аккуратно подныривая под мертвые деревья, и, детально осматривая дно между корягами, поглядывая вверх на просвет. Да, с видимостью плоховато, снизу вверх от силы метр с копейками.

Доплыв до конца “хвоста” и не увидев ничего стоящего (окуньки, щурята), развернулся и пошел по правой стороне, опять-таки подныривая под коряги, и ... практически уперся в бок бронзового красавца. Карп сделал попытку ретироваться, но моментально сработала реакция, стреляю навскид, уже не вижу куда попал, пошли рывки, я амортизирую и пытаюсь увести добычу от коряг. Нащупав ластами дно, поднимаю голову и плечи над водой. В это время карп выпрыгивает из воды и я фиксирую глазами, как фотоаппаратом: гарпун весь снаружи, я не пробил рыбу и держится карп на флажке, который раскрылся и торчит из тела, а между флажком и наконечником гарпуна небольшой участок карпиной кожи. Минуты три я то травил шнур, то подтягивал к себе и одновременно подтягивался сам. Наконец ухватил карпа, как младенца на руки, сильно прижав к груди. Надо было видеть, как я во всем снаряжении с грузами (13 кг.) и с карпом (12 кг.), чуть ли не выпрыгивая из воды в ластах, бежал, натурально бежал к берегу. Уже у берега Сашка принял у меня карпа с обалдевшим лицом. Если бы были соревнования на скорость одевания мокрого костюма и остальной экипировки, то, пожалуй, Саня занял бы первое место, оставив всех соперников далеко позади. Он буквально исторпедировал половину пруда за тридцать-сорок минут, но результат остался неизменным - один ноль в мою пользу.

О. ПАЛЬЦЕВ.

На снимках: О. Пальцев со своим уловом.