Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Как закрывали церковь в селе Шапкино, Тамбовской области

     20 января (2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который повсеместно был понят местными властями, как сигнал к грабежу церковного имущества. Православная Церковь была отделена от государства, но при этом не получила прав частного религиозного общества. Принципиальное отличие советского законодательства «о культах» от правового режима отделения Церкви в таких государствах, как США или Франция, заключалось в последних параграфах «Декрета», положения которых неизменно воспроизводились в более поздних актах: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием». Храмы, святые иконы, священные сосуды отнимались у Церкви. Церковь лишалась всякой собственности. В соответствии с этим декретом все ранее дарованное Церкви прихожанами, все благоприобретенное ею собственным многовековым трудом (в том числе и вся принадлежащая ей недвижимость) оказалось беззаконно и хищнически отнятым.

     Правда, по декрету, Церковь могла продолжать пользоваться и храмами, и богослужебной утварью, но лишь «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти». Приходские собрания общин с 1923 года в соответствии с инструкцией стали именоваться "группой верующих".

     В 20-е годы большевики, занятые внутрипартийной борьбой, несколько ослабили натиск на Церковь, но, тем не менее, положение оставалось крайне тяжелым. Государство по-прежнему изымало у Церкви движимое и недвижимое имущество. По-прежнему сильно было экономическое давление. Средств на содержание церквей не хватало. Большой проблемой оказывалось своевременная уплата налога и страховки, которые из года в год росли. Но главным, конечно, в борьбе с Церковью были аресты, обыски, тюрьмы, ссылки, расстрелы священнослужителей и мирян. Русская Православная Церковь пыталась выжить, оставаясь незыблемой твердыней, продолжая молиться.

     И, не смотря на все эти сложности, до середины 30-х годов на территории Мучкапского района Тамбовской области большинство церквей продолжало существовать.

     Полна драматизма история закрытия Церкви Михаила Архангела в селе Шапкино, Мучкапского района Тамбовской области. На рубеже 1937-38 года здание церкви было отобрано у верующих и было использовано местными властями для хранения зерна. Но прихожане не смирились с такой участью и прилагали массу усилий, чтобы вернуть здание для религиозных служб. Мучкапский район входил в 1938 году в состав Воронежской области, и группа верующих села Шапкино написало жалобу в президиум Воронежского Облисполкома.

     В Государственном архиве Тамбовской области сохранилась переписка - хронология борьбы прихожан Михаила Архангела церкви с государственной машиной за свои права.


«10 мая 1938. Председателю Мучкапского райисполкома.

В культкомиссию при президиуме Воронежского Облисполкома поступило заявление от группы верующих села Шапкино с жалобой на закрытие церкви, которое направляем Вам на рассмотрение в установленном законе порядке.

Церковь Облисполкомом не закрыта и материала на это у нас нет. Если здание церкви используется временно под ссыпку зерна, то должен быть заключен договор, и если таковой есть, но срок ему истек, то следует продлить. Если же Вы ставите вопрос о закрытии церкви, то для этого требуется оформить материал в соответствии с инструкцией ВЦИК, для руководства в этом направляем Вам памятку, по которой можно подобрать пункт на закрытии церкви или расторжение договора с группой верующих с. Шапкино.О результатах сообщите к 13.5.1938 г.

Отв.секретарь Облкульткомиссии Стеганцева»

     Ну а сами жители Шапкино ответа так и не получили и снова написали письмо:

«В Воронежский облисполком (получено 10 июня 1938 г.).

От Церковного Совета Михаил Архангельской церкви села Шапкино, Мучкапского района. Просьба.

Мы, Церковный Совет, просим Воронежский исполком. Было нами послано (уполномоченный Росляков Сергей Захаревич) с заявлением 1-го мая с.г. об открытии нашей церкви. Просим вашего разрешения и до сего время нам нечево неизвестно. Всепокорнейшее просим Воронежский облисполком: дайте нам разъяснения какие будут ваши условия.

С сему Пред.Цер.Сов. - Черников.

Церковный староста - Иванников.

Группа верующих - Крылов. 6 июня 1938 года».

     На это второе письмо группа верующих получило отписку из Воронежа, что, мол обращайтесь в свой райисполком, там вам все разъяснят. После всех «разъяснений» пришлось Церковному Совету церкви села Шапкино писать жалобу в Президиум Верховного Совета РСФСР.

«Президиум Верховного Совета РСФСР. Управление делами. 4.11.1938. №611/101.

Воронежский облисполком.

Управление делами Президиума Верховного Совета РСФСР направляет на разрешение облисполкома жалобу верующих с.Шапкино, Мучкапского района по вопросу об освобождении здания церкви из под зерна. О принятых мерах сообщите.

Приложение на 3-х листах.

И.О. Управляющего Делами Президиума Верховного Совета РСФСР (подпись)».

     В конце 1938 года было принято решение о разделении Мучкапского района на два: Шапкинский и Мучкапский. И все предписания уже в декабре 1938 года стали приходить на Оргкомитет Шапкинского района.

«25 декабря 1938 г.Председателю Оргкомитета Шапкинского района при Воронежском облисполкоме. Копия: Черникову М.П., с.Шапкино, Шапкинского района.

Направляется Вам заявление верующих с жалобой на закрытие церкви в с.Шапкино для рассмотрения и принятия мер в установленном законом порядке. Сообщаем, что церковь Облисполкомом не закрыта. О результатах проверки жалобы сообщите заявителю и в копии Облисполкому к 5.1.1939.

Приложение на 3-х листах.

Инструктор по вопросам культов Степанов».

Но местным властям вновь образовавшегося района тяжело было что-то ответить, потому что законодательно они не имели право не вернуть здание церкви верующим. И Президиуму Верховного Совета РСФСР пришлось еще раз написать письмо.

«Президиум Верховного Совета РСФСР. Информ.-стат.отд. 20 января 1939. №644/101.

Секретарю Воронежского облисполкома

В Информационно-статистический отдел при Секретариате Президиума Верховного Совета РСФСР продолжают поступать жалобы верующих села Шапкино Мучкапского района по вопросу об освобождении здания церкви из под зерна.

Просим сообщить результаты рассмотрения жалобы верующих, посланной Вам от 4.11.1938 за №644/101.

Ответ ждем не позднее 25.1.1939 г.

Зав. Информационно-статистическим отделом при Секретариате Президиума Верховного Совета РСФСР Амосова».

Пришлось руководителям Шапкинского района писать отписку:

«8.2.1939. Секретарю Облисполкома т.Лозиной. г.Воронеж.

На Ваше письмо №085-5 от 2.2.1939 сообщаем, что здание Шапкинской церкви из под зерна освобождена с мая месяца 1938 г.

Пред.Орг.Комитета Дьяченко.

Секретарь Евграфов».

И даже на какое время отдать ключи от здания церкви Церковному Совету. Все это можно прочитать в следующем документе:

«Подлинник заявления отправлен 19.3.1939 за Исх. №19339 Шапкинскому РО НКВД.

Копия: Тамбовскому облисполкому. Отдел Культов.

От: с.Шапкина, Куйбышевский сельсовет, Шапкинский район, Тамбовская обл.группа верующих Михаила Архангельской церкви.

Заявление.

По определению Воронежского Облисполкома от 25.12.1938 за №0855 нам сообщено, что наша церковь по постановлению Облисполкома не закрыта. Нами подано ходатайство о возможности использовать церковного помещения под религиозные службы 1939 года. 6-го февраля пред.с/сов. Масликов вручил ключи ктитору Иванникову Семену Васильевичу, основываясь на том, что в церковном имуществе имеется большой недостаток заключающихся:

1.Полотенцев 12 шт;

2.Платков шелковых 2шт.;

3.Канат длиной 38 метров;

4.Веревки 40 метров;

5.Лампа линейная.

Фактически указанный недостаток является кражей со стороны лиц, имеющих ключ от церковного помещения, а именно пред.сельсовета Макеев является подъотчетным лицом в отношении содержания и сохранности церковного имущества. 6-го февраля ключи были вручены церковному Совету, но после через одни сутки снова отобраны Оргкомитетом Шапкинского РИКа на основании того, что группа верующих производила ремонт и очистку помещения. С 24 февраля по 28 февраля по сельсоветам производилась регистрация лиц достигших определенного возраста о закрытии церковного помещения и использовании такового под культнужды, причем допущены следующии неправильности заключающиеся в том, что гр. с.Шапкино по прилагаемом сем заявлении были введены в обман и подписали акт на изъятия церкви помимо своего убеждения, а поэтому просим разрешения к этому вопросу подойти так, как это требует конституционный закон «О праве изъятия церковных помещений по усмотрению Райисполкомов». Примерные документы о ложности произведенной подписки при сем прилагается на тринадцати листах. Просим личное выяснение церковному совету.

К сему группа верующих (подписи)».

Я хочу привести несколько заявлений жителей села Шапкино, которые были обмануты «слугами народа» при проведении опроса.

«Церковному совету села Шапкино Михаила Архангельской церкви.

От: Дьяконов Николай Максимович. Заявление.

Прошу группу верующих принять меня верующим, как я был верующим тепереча в сотни неправильно обманом провели подпись о церкви. Черников Петр Лисевич проходил по сотне, по дворам. Пришел он ко мне и говорит, что у нас новостроящийся район, нам нужно построить Райисполком, Электростанцию, Нардом, разные школы и нам на это нужны деньги, а нам они так не отпускают, требуют с каждого двора подпись. Пришли ко мне с такими словами, я конечно расписался оба с женою, а после они засмеялись и объяснили, что эта подпись на сломку церкви, что это их неправильной подпись обманной, что этого мы не желаем. Чтобы церковь сломали, а желаем, чтобы у ней служат нужно провести подпись правильной, вытребовать комиссию из области и проверить всех граждан.

К этому подписуюсь Дьяконов и Татьяна Константиновна Дьяконова».

«Церковному совету села Шапкино Михаила Архангельской церкви.

От верующих Чурилова Семена Максимовича, Чуриловой Марфы Михайловны.

Заявление.

Церковный Совет примите меня опять в группу верующих, так как мы были раньше верующие, ввиду подворного обхода требовали подпись от взрослых за укрепление нового строящегося района, после оказалось подписи сломать церковь, но мы не желаем, потому прошу церковный совет просьбе не отказать.

2.3.1939. Чурилов. Чурилова».

«В группу верующих в церковь.

От Масликова и жены Пелагеи Семеновны. Заявление.

Просим верующих принять нас в список верующих. Мы и были верующими в церковь. Но при обходе по дворам отказались от церкви во время разных угроз со стороны переписчиков, но мы желаем церковь открыть для службы, но не в коем случае не закрыть.

Масликов, за неграмотную жену Масликов».

Но никто на эти заявления не отреагировал. И 16 марта Президиум Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области (к тому времени и Мучкапский и Шапкинский район были переданы в состав Тамбовской области) принял решение о закрытии Михаила Архангельской церкви в селе Шапкино и передачи его здания под культурные нужды. 29 марта 1939 года местные власти приступили к выполнению этого распоряжения.

«Секретарю орг.комитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области.

На Ваше письмо №940 от 4.4.1939 года сообщаем, что кресты с Шапкинской церкви сняты, внутренность (иконостас) разобрана. В настоящий момент идет поделка диванов для кино и оборудования под клуб. Ценности, находящиеся на хранении у церковного совета пока не приняты, т.к. руководителей совета нет дома и от приема его воздержимся до Вашего указания. Золоченка (украшения иконостаса) снята и подготовлена для обработки комиссии из хозо НКВД. Цветной метал реализован. В цвет.метал входит (подсвечники, люстры, лампады и прочая церковная утварь).

К реализации постановления Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области от 16.3.1939 года приступили 29.3.1939 года, т.е. спустя 12 дней после объявления постановления представителям церковного совета.

Пред.оргкомитета Дьяченко.

Секретарь Евграфов».

Была еще надежда на Москву и группа верующих села Шапкино написало туда жалобу.

Но, увы...

«Оргкомитету Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области. Президиум Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Слушали: О закрытии церкви в селе Шапкино Шапкинского района, Тамбовской области (вн. секретариатом).

Постановили: Постановление Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области от 16 марта 1939 г. о закрытии церкви в селе Шапкино Шапкинского района утвердить. Здание церкви передать Шапкинскому райисполкому для переоборудования под клуб.

Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР - А.Бадаев.

Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР - Г.Козлов».

     Привожу также список всех церквей закрытых в 1939-1940 годах в Мучкапском и Шапкинском районах. Но эти закрытия прошли тихо и отработанно. Проходили собрания в колхозах о закрытии церкви, подписывались протоколы и на основании этого Тамбов выносил распоряжение о ликвидации церкви. Бюрократическая машина учла опыт Шапкино.

16.03.1939 - Шапкино, Шапкинский район.

19.03.1939 - Краснояровка, Шапкинский район.

21.03.1939 - Прудки, Шапкинский район.

17.07.1939 - Степанищево, Шапкинский район.

17.10.1939 - Покровка, Мучкапский район.

17.12.1939 - Варварино, Шапкинский район.

16.01.1940 - Чащино, Шапкинский район.

27.01.1940 - Чащинские дворики, Шапкинский район.

28.02.1940 - В.Вершина, Шапкинский район.

10.06.1940 - Кулябовка, Шапкинский район.

19.06.1940 - Арбеньевка, Мучкапский район

19.06.1940 - Мучкап, Мучкапский район.

29.06.1940 - Заполатово, Шапкинский район.

24.09.1940 - 2-я Березовка, Мучкапский район.

04.04.1941 - 1-я Березовка, Шапкинский район.

В настоящей статье использованы материалы Государственного архива Тамбовской области:

1. ГАТО Ф. Р-3443. оп.1. д.348-а.

2. ГАТО Ф. Р-3443, оп.1, д.267.

3. ГАТО Ф. Р-3443. оп.1. д.166-ж.


Сергей Николаевич Витютин. Январь 2010 года.

Вестник Тамбовского центра краеведения №19.