Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Е.В.Пастернак, Е.Б.Пастернак.Координаты лирического пространства.Лит. обозрение.1990.№2.С.46-47.

Е.В. Пастернак
Е.Б. Пастернак

Координаты лирического пространства

К истории отношений Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака

(отрывок)

с. 46-47

3.

      <...>

      Хронологически сходное начало биографии Пастернака строилось на совсем других основаниях. Сын двух профессиональных художников - академика живописи Леонида Пастернака и известной пианистки Розы Кауфман, Борис Леонидович не романтизировал свою одаренность. Стремление к совершенству и художественным достижениям он всегда связывал с систематической, ежедневной, сосредоточенной работой. Профессиональный, суровый труд считался физиологической необходимостью и оправданием жизни. Выбор области применения способностей был для него длительным и трудным. Он посвятил семь лет изучению музыкальной композиции, первые попытки литературного сочинительства в 1910 году осудил и на три года оставил ради занятий философией. Его первые гласные поэтические опыты, на печатанье которых он согласился по настоянию друзей, относятся к 1913 году. Это - тоненький альманах «Лирика», изданный небольшим содружеством на началах складчины. Первый стихотворный сборник Пастернака «Близнец в тучах», выпущенный этим же содружеством в 1914 г., остался незамеченным. Краткое упоминание о нем Брюсова в общем обзоре в июльском номере «Русской мысли» того же года не привлекло внимания.

      Разбирая рецензию Брюсова в письме к родителям, Пастернак вскрывает характерные особенности своего позднего прихода в литературу: «Как хорошо, что Брюсов не знает, что первая моя книжка не только первый печатный шаг, но и первый шаг вообще. Остальные начинали детьми: так, как начинал я в музыке; остальные знают классиков, потому что именно из увлеченных читателей и почитателей стали они писателями. Меня же привело к этому то свойство мое, которое,- как это ни странно,- ни от кого не ускользает и которое Брюсов называет самобытностью, фантазией, воображением, своеобразным складом души и т. д. Мне кажется, художественное дарование заключается вот в чем: надо роковым, инстинктивным и непроизвольным образом видеть так, как все прочие думают, и, наоборот, думать так, как все прочие видят».

      Выход этого и следующего своего сборника «Поверх барьеров» (1917 г.), так же как и участие в футуристических альманахах, были впоследствии для Пастернака предметом душевного раскаянья и сожаления. Зарабатывая на жизнь в качестве домашнего учителя, а в военные зимы как заводской конторщик, он ценой строжайшего аскетизма и творческого напряжения написал несколько работ в стихах и прозе, из которых уцелело меньше половины. Написанные в 1917- 1918 годах книги «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации», несколько повестей и роман о Люверс надолго вперед определили судьбу Пастернака и оцениваются как начало его литературной деятельности.

      4.

      Встреча Пастернака с Мандельштамом и Гумилевым в декабре 1915 года, о которой рассказывает в своих «Мыслях и воспоминаниях» Н. Н. Вильям-Вильмонт, пока не может быть документально подтверждена, но вероятность ее подкрепляется тем фактом, что Гумилев, находившийся тогда в армии, приезжал на два-три дня в Петроград в середине декабря 1915 года, возможно, в те же дни был тем и Пастернак. Но переданные мемуаристом монологи Пастернака подозрительно близки и на метафорическом уровне, и лексически тексту статьи Мандельштама 1923 года, посвященной вопросу обмирщения поэтической речи («Vulgata»), что ставит под сомнение их достоверность. Во всяком случае, по сведениям Н. Я. Мандельштам, знакомство Пастернака и Мандельштама состоялось весною 1922 года, когда Мандельштамы обосновались в комнате писательского дома на Тверском бульваре.

      Тогда же в № 2 журнала «Россия» появились несколько определяющих строчек о Пастернаке в обзоре Мандельштама «Литературная Москва». Говоря о двух видах дыхания, которыми живет и дышит поэзия,- о воспоминании и изобретении,- Мандельштам классифицирует современных поэтов по этим двум видам. Сочетание обеих тенденций Мандельштам видит в Пастернаке: «Изобретенье и воспоминанье - две стихии, которыми движется поэзия Б. Пастернака. Будем надеяться, что стихи его будут изучены в самом непродолжительном времени и о них не будет наговорено столько лирических нелепостей, сколько пришлось на долю всех русских поэтов, начиная с Блока». К сожалению, Пастернаку не удалось дожить до этого времени.

      Одновременное появление двух определяющих книг - «Сестры моей жизни» Пастернака и «Тристий» Мандельштама, недавняя женитьба - причем жены обоих занимались живописью,- сходные профессиональные заботы на фоне тяжкой неустроенности тех лет столкнули и сблизили признанного поэта Мандельштама и Пастернака, впервые во всеуслышание заявившего о себе. В московских литературных кругах  «Сестра моя жизнь» была известна в рукописи и списках и уже получила восторженную оценку. Отзывы Брюсова, Асеева, Эренбурга, Цветаевой, Кузмина появились вскоре после ее выхода в свет.

      Вероятно, Мандельштам одним из первых получил авторский экземпляр книги и почти одновременно опубликованную статью «Несколько положений», вышедшую в альманахе «Современник».

        Осень и зиму 1922/23 года Пастернак и его молодая жене пробыли в Берлине у родителей. За это время Мандельштам написал еще три статьи о поэзии, одна из которых называется «Борис Пастернак», а две другие содержат страницы, посвященные анализу его достижений в русской поэзии: «Пастернак не выдумщик и не фокусник, а зачинатель нового лада, нового строя русского стиха, соответствующего зрелости и мужественности, достигнутой языком. Этой новой гармонией можно высказать все, что угодно,- ею будут пользоваться все, хотят они того или не хотят, потому что отныне она общее достояние всех русских поэтов» («Буря и натиск»).

      По-видимому, к окончанию работы над этими статьями следует отнести слова Мандельштама, приведенные Н. Я. Мандельштам в письме к Пастернаку и записанные в «Листках из дневника» Ахматовой: «Я так много думал о нем, что даже устал». Тогда же он легко расстался с подаренным ему авторским экземпляром книги. «О. М. позволил Катаеву утащить только что вышедшую "Сестру мою жизнь",- пишет Н. Я. Мандельштам,- "Что мне надо, помню, а ему нужнее"».

<...>

 


 

 

См. статьи из раздела БОРИС ПАСТЕРНАК

Бройтман С.Н. Поэтика книги Пастернака "Сестра моя - жизнь". "МУХИ МУЧКАПСКОЙ ЧАЙНОЙ"(отрывки). 
Бройтман С.Н. Поэтика книги Пастернака "Сестра моя - жизнь"(отрывок). "Мучкап". 
Жолковский А. Книга книг Пастернака (К 75-летию «Сестры моей - жизни»). 
И.Н. Тюкова ОСОБЕННОСТИ ...В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ Б. ПАСТЕРНАКА (НА МАТЕРИАЛЕ КНИГИ «СЕСТРА МОЯ ...") 
М.Л. Гаспаров, И.Ю. Подгаецкая. "Сестра моя - жизнь" Бориса Пастернака..."(отрывок). "Мучкап" 
М.Л. Гаспаров, И.Ю. Подгаецкая. "Сестра моя - жизнь" Бориса Пастернака..."."Мухи мучкапской чайной"