Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Н.ГИРЖЕВА. Стихотворение Б. Пастернака «Единственные дни». М. Просвещение 1989г.

Н. ГИРЖЕВА, Москва

Стихотворение Б. Пастернака «Единственные дни»

(отрывок)

     Одно из последних стихотворении Б. Пастернака «Единственные дни» бы­ло написано в 1959 г. и впервые опуб­ликовано в сборнике «Стихотворения и поэмы» (М., 1961), а позднее вошло в книгу стихов «Когда разгуляется» (1956-1959)1.

После ряда лет молчания, когда поэт вынужден был заниматься только пере­водами, появляются стихи, в которых преобладает «естественная, непосред­ственная простота... простота емкая, сложная, простота пушкинская и че­ховская...»2:

Единственные дни

На протяженьи многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

 

 И целая их череда

Составилась мало-помалу -

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.

 

Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

 

И любящие, как во сне,

 Друг к другу тянутся поспешней,

 И на деревьях в вышине

 Потеют от тепла скворешни.

 

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

 

 В этих стихах удивительно прозрач­ные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины. Срав­нения и олицетворения, как и в прежних стихах Пастернака, выполняют веду­щую роль в создании выразительности, а динамика действия заключена в глаго­ле и метафоре. Поэт описывает  дни солнцеворота

(так в народе называют солнцестоя­ние), выстроившиеся чередой в его па­мяти. Дни многих зим прожитой жизни, и каждый из этих «повторяющихся без счета» дней был «неповторим», един­ствен в своем роде. В этом стихотворе­нии нет сложных ассоциативных ходов, больших философских раздумий, со­ставляющих основу многих стихотворе­ний Б. Пастернака. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется эмоционально-семан­тическая насыщенность стиха. Исследо­ватели отмечают характерную особен­ность поэзии Пастернака - присут­ствие авторского «я» в каждом сти­хотворении. Реалии внешнего мира не описываются ради них самих, они - способ выражения личных чувств и раз­думий. Сам Б. Пастернак писал, что искусство есть запись смещения дей­ствительности, производимого чувством. Окружающая действительность не яв­ляется конечной целью творчества, а, олицетворенная, становясь субъектом действия, отражает движения чувств («Охранная грамота»).

 В «Единственных днях» поэт стремил­ся передать самый «облик» дней, посе­тившие его тогда чувства. С чувствами этими для автора неразрывно связаны впечатления окружающего мира, со­стояние людей в эти дни.

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет...

................................................

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней...

 Выразительной простотой строк Б. Пастернак достигает того, что поэти­ческое откровение не воспринимается как чужое, ощущение остраненности у читателя исчезает: зрительные ассо­циации порождают ассоциации эмоцио­нальные. Образное и эмоциональное сближение с личными переживаниями поэта достигается и строками:

Тех дней единственных, когда

 Нам кажется, что время стало.

Здесь местоимение нам сменяет местоимение я предыдущей строфы, а нани­зывание придаточных предложений (Тех дней, когда Нам кажется, что...), в которые слово когда вносит оттенок субъективной модальности, создает разговорный характер.

Мы не встретим в стихотворении словесно выраженного описания личного эмоционального состояния (за исключением, пожалуй, строки Нам ка­жется, что время стало). Чувства характеризуются отвлеченно-метафорически, и даже вполне конкретные картины приобретают значение прекрасных поэтических абстракций», создавая ощущение предчувствия перемен, кажущейся бесконечности дня (И дольше века длится день).

Композиционно стихотворение как бы распадается на две части. Первые две строфы - это введение в тему, а третья, четвертая и пятая - раскрытие темы, единство стихотворения создается про-низывающим его общим эмоциональным настроением и структурной связью частей: вторая часть - поэтическое объяснение первой. При этом все стихо­творение - раскрытие смысла заглавия «Единственные дни». Стоящее в загла­вии слово дни еще не имеет для чита­теля никакой иной семантики, кроме общесловарной. Но в тексте это обще­словарное значение приобретает значение, строящееся на семантической основе всего стихотворения.

Слово единственные, усиленное инверсионным повторением (Тех дней единственных) и контекстуальными синонимами (дни солнцеворота, каждый был неповторим), во второй части сти­хотворения получает конкретное образное выражение, обретая новые смысловые и эмоциональные приращения.

<...>


1 См.: Пастернак Б. Стихотворения и поэмы / Библиотека поэта. Большая серия.- М.; Л., 1965.

2Любимов Н. М. Несгораемые слова.- М., 1988,- С. 329.