Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Захариева И. ЭРОТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Ирина Захариева

ЭРОТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

(Из книги: Ирина Захариева. Русские поэты ХХ века. София, 2007, с. 111-121)

<...> 

 

Лирический любовный сюжет раннего Пастернака не мог завершиться отрешением от страсти к женщине. Своеобразную дилогию со сборником "Поверх барьеров" составляет столь же знаменитая, как предыдущая, поэтическая книга "Сестра моя - жизнь"(Москва, 1922). Стихотворения, составляющие книгу, написаны летом 1917 года. Эпиграф из Н.Ленау гласит: "...в движении бури мне видятся, девочка, твои черты". Книга посвящена, по объяснению Пастернака, "не памяти Лермонтова, а самому поэту, как если бы он еще жил среди нас, - его духу, все еще действенному в литературе".[1] В стихотворении "Про эти стихи" есть подтверждение авторского ощущения живого духа Лермонтова в литературе ("Я жизнь, как Лермонтова дрожь, // Как губы в вермут, окунал"). В письме к Ю.Кейдену от 22 августа 1958 года поэт пояснял, что летом 1917 года Лермонтов был для него "олицетворением творческой смелости и открытий, основанием повседневного свободного творческого утверждения жизни".

Пытаясь изобразить собственный созидательный процесс в художественной форме, Пастернак обыгрывал образ зеркала ("Зеркало"). Он привлекал заинтересовавшее его учение австрийского врача Ф.Месмера о "живом магнетизме" ("месмеризм"): "Несметный мир семенит в месмеризме". По мысли поэта, искусство, подобно призме, преломляет реальную жизнь ("Огромный сад тормошится в зале // В трюмо - и не бьет стекла"). Зеленая ветка дерева в саду уподобляется своенравной девочке ("Девочка"). Ветка, - названная сестра поэта, - символизирует жизнь. А жизнь в стихах Пастернака говорит сама за себя - он лишь помогает ей воплотиться в слове. Поэтизация искусства, как синонима жизни, в стихотворении "Девочка" усилена эпиграфом из миниатюры Лермонтова "Утес": "Ночевала тучка золотая // На груди утеса великана". Лирическая героиня сборника "Сестра моя - жизнь" мыслится как девочка, а не женщина, что означает ювенильность, первозданность чувства любви к жизни и к искусству.

 

Вечно нарождающаяся жизнь, как эманация любовной страсти, - главная тема второго представительного стихотворного сборника Пастернака. Новая влюбленность привносит в стихи штрихи женского портрета ("Из суеверья"). Приметы внешности любимой построены на параллели он/она - обыденное /поэтизированное. Пренебрегая своей внешностью, лирик вносит впечатляющие детали Ее облика: "И чуб касался чудной челки // И губы - фиалок". Смысл появления лирической героини в жизни поэта объясняется посредством будничной аллегории с проявленным Ею вниманием к книге, залежавшейся на полке: "Вошла со стулом, // Как с полки, жизнь мою достала // И пыль обдула". Неодушевленные предметы участвуют в его лирике как "натурщики натюрморта, отрасли, наиболее излюбленной художниками".[2] Словесный натюрморт со стулом, полкой и запыленной книгой символозирует душевное возрождение автора. Поясняется и суть вдохновляющего воздействия Женщины на поэта: "За то тебя любил, // Что пожелтевший белый свет // С тобой - белей белил" ("Не трогать"). Связь вещности и душевности продиктована акмеистской направленностью поэзии 1910 -1920-х годов.

Как указывает хронологический подзаголовок книги стихов "Сестра моя - жизнь (Лето 1917 года)", летняя любовь пребывала в музыкально-поэтическом мире Пастернака в летнем зное, ибо "в природе лета было жечь". А потому "И песнь с небес: "Твоя, Твоя" // И без того лилась в жару, // В вагон, на саквояж" ("Балашов"). Любовное чувство, как сигнализирует подобное описание, не обособляется от жизни, а погружается в жизнь, украшая ее. Движение навстречу любви во второй книге целиком ассоциируется со стуком колес поезда, с дорожными впечатлениями, с вагонной стилистикой.

 <...>  


[1] В письме Бориса Пастернака к Ю.Кейдену от 22 августа 1958 г. В пер. с английскго. В: Пастернак Борис. Собрание сочинений в пяти томах, т.1, с.653.

[2] Пастернак Борис. Собрание сочинений в пяти томах, ш.4, с. 161 ("Охранная грамота").

 Читать полностью ...

Материал  с сайта  http://www.russian.slavica.org