Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 «ЗРЕЛИЩА», 19 , № 38.

Стр. 9
    
С. В. РАХМАНИНОВ.
    
С. В. Рахманинову исполнилось 50 лет.

    С именем проникновенного глубоко нежного — композитора-поэта, в то же время мужественного, лишенного сентиментальности пианиста у поколения, еще недавно молодого, но уже уходящего (те, кому минуло 30), связаны часы незабываемых восторгов и волнений.
    Рахманинов сконцентрировал в своих сочинениях в высоко напряженном эмоциональном выражении те элементы русского искусства, которые формировались в 80 годах и позже и нашли свое воплощение у Чехова, Гаршина, позже у Бунина, Инокентия Анненского, раннего Блока, в полотнах Левитана, Жуковского, Виноградова. Искусство этой эпохи окрашено в тона элегической грусти сумерок; драматическое не переходило границ, не становилось трагедией, не было воли и бунта, а лишь чистая красота и культ вкуса, не острого, а воспитанного в границах традиций. Стиль эпохи — это стиль миниатюр, эскизов без полноты разработки деталей, без углубленной мысли, тона мягкие, без резких контуров и контрастов. Нечто подобное переживало европейское искусство перед «бурей и натиском» ранних романтиков, в эпоху «сердечного воображения», грусти томной.
    Творчество Рахманинова не отразило той тревоги, которую остро ощутил в период зрелости А. Блок, Скрябин, живописец Чурлянис и многие другие авторы, а позже уже в наши дни — мы, воспринимающие искусство. Он не ощутил жажды «иного, нового» в области эстетических идей, эмоций и художественного их оформления. В его творчестве, все еще дышащем тишиной русских просторов и дубрав тенистых, не слышно соблазнов города, его мучительства, сарказма.
    С. Б.
    -------
ВЕЧЕР ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАХМАНИНОВА.

    Первым откликом музыкальной Москвы на пятидесятилетие Рахманинова был содержательный концерт пианисток И. С. Клименковой и А. Е. Михальчи. В программу вошли обе сюиты для двух роялей, исполненные в отличном согласованном и прочно спаянном ансамбле (особенно хорошо сыграна II сюита) и ряд фортепианных миниатюр. Исключительно единодушный ансамбль объясняется, помимо тщательной работы, по-видимому, и тем, что редко встретить сочетание столь родственных, быть может, на основе общей школы, артистических индивидуальностей. Строгость, сдержанность и простота, большая требовательность к себе, исключительная профессиональная честность — черты обеих пианисток. В то же время обе не преодолели пианизм настолько, чтобы сделать свое техническое и звуковое мастерство незаметным средством для творчески-художественного исполнения. Власть, как бы метрономом установленного неизменного темпа и тактовой черты мешает им раскрыть ритмическую жизнь фраз, предложений (напр., в
е-moll'ном музыкальном моменте, баркаролле), ряд музыкальных фраз сказан без интонаций (особенно начальные темы баркароллы, dis-moll'ного прелюда). В общем у Рахманинова отнято то, что покоряет слушателя больше, чем его композиторское мастерство: эмоциональная поэтическая насыщенность, взволнованность ритмов и повышенная интонация, наряду с светлой грустью и грацией. Все это в трактовке концертанток осталось за пределами их оформления сочинений Рахманинова.
    
СЕРГЕЙ БУГОСЛАВСКИЙ.


Стр. 25
 
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ.
-----
  2 июня.
  КОНЦЕРТ.
  H.С.КЛИМЕНКОВОЙ и А.Е.МИХАЛЬЧИ
    из произведений
  С. В. РАХМАНИНОВА.
  По случаю 50-ти-летия со дня рождения автора.
    I отделение.
    1-ая сюита для двух фортепиано ор.5.
    I. Баркаролла. 2. И ночь, и любовь. 3. Слезы.
    4.Светлый праздник.
    2. Элегия.
    3. Прелюдии d - moll, Des - dur op. 23.  
    4. Moment musical c-moll.
    5. Etude tableau Es-dur op. 33.
    Исп. H. С. Клименкова.
    II отделение.
    1. Баркаролла, g-moll.
    2. Прелюдии fis - moll, В - dur op. 23, G-dur, dis-moll op. 32.
    3. Etude tableau es-moll op. 39.
    Исп. A. E. Михальчи.
    4. 2 сюита для двух фортепиано ор. 17.
    1. Интродукция, 2. Вальс, 3. Романс,
    4. Тарантелла.
   
    Фортепианный стиль Рахманинова сложился под влиянием Шопена (особенно стиль и характер его прелюда № 20), Чайковского, менее Листа и немного (во II сонате) новой французской школы, но все эти влияния претворены композитором, в результате чего сложился самобытный легко распознаваемый индивидуальный стиль композитора яркий по ритмике коротких тем, густой звучности и красочной тональной гармонии.