Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь"  12.10.2010

Ивановка объединяет

В том, как велика причастность российской провинции к мировой культуре, лишний раз убеждает арт-проект «Сергей Рахманинов. Вариации на тему», презентация которого состоялась на днях в Москве в стенах Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина — филиала Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Организаторами творческого проекта являются администрация Тамбовской области, Тамбовская региональная общественная организация «Новая Галерея», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки и Ассоциация музыкальных музеев России. Наряду с генеральным партнёром — Сбербанком России — партнёрами проекта стали департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел России, управление культуры и архивного дела Тамбовской области, Общественная палата Тамбовской области.

Куратором проекта выступила арт-директор «Новой Галереи» Ирина Бирюкова, которая на церемонии представления в Москве обратилась к присутствующим с приветствием на французском языке. Дело в том, что нынешний 2010-й объявлен в нашей стране Годом Франции, а для французов он стал Годом России. Москва служит отправной точкой для проекта, который вскоре последует в Париж и Страсбург.

Этюды и картины тамбовских художников Александра Архипова, Михаила Афанасьева, Ирины Бирюковой, Софьи Бирюковой, Николая Насонова, Ольги Потеевой, Бориса Ткачёва, выполненные на пленэрах в рахманиновской Ивановке, не случайно представлены именно в музыкальном музее. Гостеприимный дом Шаляпина был всегда открыт для людей творческих, а уж Рахманинов относился к числу любимейших друзей хозяина. Известна и привязанность Шаляпина к искусству живописи. По поводу висящих в комнатах дома полотен своих друзей-художников певец замечал: «Это каждодневное впечатление, которое наполняет меня радостью жизни». Как знать, может быть, и работы наших современников, ныне выставленные в шаляпинском особняке, заслужили бы подобную оценку великого артиста...

Заветные уголки парка в Ивановке, пруд, степные окрестности — когда-то всё это питало творческую фантазию Рахманинова. В течение трёх лет приезжали сюда художники из Тамбова, чтобы убедиться: летят дни, сменяют друг друга годы и века, вот мы уже перешагнули рубеж нового тысячелетия, а природа хранит своё прежнее очарование. Каким бы ни было настроение живописца, красота окружающего мира одухотворяет его кисть, наполняет энергией любви к родному краю, что в свою очередь передаётся зрителю. Тамбовская публика имела возможность убедиться в этом во время показов, организованных вскоре после ивановских пленэров в выставочном зале Тамбовского отделения Сбербанка России. Неизменным успехом пользуются все происходящие здесь события, которые становятся результатом творческого взаимодействия Тамбовской региональной общественной организации «Новая Галерея» и Сбербанка. При этом не ставится никаких иных целей, кроме пропаганды изобразительного искусства и поддержки местных художников. Кстати, без давнего партнёра не обошлось и осуществление арт-проекта «Сергей Рахманинов. Вариации на тему»: постановлением правления Центрально-Чернозёмного банка Сбербанка России обеспечено выделение средств для его полного финансирования.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: а каким образом рахманиновская тропинка из нашей чернозёмной глубинки пролегла в направлении изысканной Франции? До своего отъезда из России композитор прожил на родине 44 года, из которых 27 лет с весны по осень проводил в Ивановке. Это были самые счастливые годы, в чём легко убедиться, читая воспоминания, записанные со слов Сергея Васильевича в имении Клерфонтен (парижское предместье Рамбуйе) в 1933 году Оскаром фон Риземаном. Выдержки из воспоминаний использованы в качестве подписей под фотографиями, которые наряду с живописными полотнами демонстрируются в рамках проекта «Сергей Рахманинов. Вариации на тему». Например, под снимком, где музыкант запечатлён в Ивановке за рулём автомобиля, можно прочесть: «Хороший дирижёр должен быть хорошим шофёром, — любил шутить Рахманинов, — обоим нужны одни и те же качества: сосредоточенность, непрерывное напряжённое внимание и присутствие духа. Дирижёру остаётся лишь немного знать музыку...» Что касается Франции, то она вошла в жизнь нашего выдающегося соотечественника ещё в начале XX века, когда Рахманинов горячо поддержал Русские сезоны Сергея Дягилева за границей.

На презентации в Москве собралось немало гостей как из России, так и из-за рубежа. Тамбовщину представляли заместитель главы областной администрации А. Алабичев — один из учредителей «Новой Галереи», исполняющий обязанности начальника управления культуры и архивного дела Тамбовской области А. Кузнецов, директор Музея-усадьбы С. В. Рахманинова «Ивановка» А. Ермаков, заместитель председателя совета Общественной палаты Тамбовской области С. Пеньков, авторы живописных полотен. Радость от встречи с тамбовским искусством выразил директор Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки заслуженный деятель искусств России М. Брызгалов, который предложил продолжить творческое сотрудничество и в дальнейшем.

Невозможно представить себе событие, освящённое именем Рахманинова, без исполнения творений самого композитора. На презентации тамбовского арт-проекта, конечно, звучали его романсы и инструментальные произведения. Очень приятно было услышать игру совсем молодых музыкантов — тамбовских уроженцев пианиста Алексея Кириллова и виолончелистки Анастасии Повеквечных. А из настоящих московских знаменитостей гостем вечера стал первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой народный артист СССР Владислав Пьявко.

Ирина Константиновна Архипова была настоящим ангелом-хранителем Ивановки. Пьявко рассказал о том, как их с Архиповой концерт в Ботаническом саду положил начало возрождению сада в имении: тогда на Тамбовщину отправились три вагона саженцев — деревья, кусты, в том числе сирень, являющаяся символом Ивановки. Вспоминал Владислав Иванович и то, как блестяще Ирина Константиновна исполняла рахманиновскую «Сирень». А для самого Пьявко любовь к великому русскому композитору началась с романса «Я опять одинок», когда после восклицания «Как свежа и прекрасна весна!» юный в ту пору певец вдруг почувствовал: к нему вернулся испорченный было голос. Директору Музея-усадьбы С. В. Рахманинова А. Ермакову были адресованы слова огромной благодарности за сохранение памяти о гении русской музыки на тамбовской земле. А потом из уст столичного жителя прозвучала неожиданная и тем не менее удивительно проникновенная фраза: «Приезжайте к нам в Ивановку, там так здорово!»

Екатерина ЛЕБЕДЕВА.
Тамбов — Москва — Тамбов.