Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" № 132(25554) 14.09.2010

РАХМАНИНОВ - ИЗДАТЕЛЬ

В работах исследователей жизни и творчества С. Рахманинова широко освещаются три его ипостаси - композитора, пианиста, дирижёра. Мало говорится о музыканте как педагоге, и едва мелькают мысли о том, что он ещё писатель - автор «Воспоминаний», записанных Оскаром фон Риземаном, трёх томов «Литературного наследия» - и издатель. Первые попытки автора этих строк исследовать издательскую деятельность Рахманинова привели к интересным фактам.

Ещё в 1908 году у С. Рахманинова родилась мысль об учреждении в Москве общества «Самоиздательство композиторов» в целях освобождения композиторов от эксплуатации торгашей-издателей. Организационные и финансовые сложности не позволили задуманному осуществиться. Однако возникло Российское музыкальное издательство, принадлежащее на правах собственности С. и Н. Кусевицким. Во главе его стоял совет, идейным руководителем которого был Рахманинов, относившийся к делам издательства с огромным интересом и вниманием. Опыт, приобретённый на данном поприще, несомненно, пригодился Сергею Васильевичу в дальнейшем.

В эмиграции в начале 1920 годов Рахманинов, желая приобщить своих дочерей к общественно-полезной деятельности, организовал в Париже, где в это время они жили, издательство под маркой «Таир» (в этом названии первые слоги имён Татьяна и Ирина - детей музыканта). Дочери восприняли инициативу отца без должного энтузиазма, и основную работу в издательском деле Сергею Васильевичу пришлось взять на себя. Основная идея Рахманинова состояла в желании публиковать талантливые сочинения отечественных композиторов, которые в силу тех или иных причин в России не печатались. Через некоторое время в планы были внесены коррективы. Рахманинов стал издавать не только ноты, но и книги русских писателей-эмигрантов, внося в это элемент благотворительности. Вот несколько строк по этому поводу из письма Сергея Васильевича: «Я много «сижу на людях»... Ежедневно целый поток писем и почти все, без исключения, просят о помощи, о личном свидании и т. д.».

Заметим, в комментариях З. Апетян ко второму тому «Литературного наследия» С. Рахманинова указывается, что издательство «Таир» стало существовать с 1925 года. Между тем в том же источнике в комментариях отмечается, что в 1924 году в Париже под маркой «Таир» была опубликована фортепианная транскрипция собственного романса С. Рахманинова «Маргаритки». Очевидно, можно считать, что первым пробным издательским опусом Сергея Васильевича было собственное сочинение. Позже он в «Таир» издал другие свои фортепианные транскрипции. В 1928 году была издана исправленная партитура IV фортепианного концерта С. Рахманинова, а в 31-м - «Вариации на тему Корелли».

Среди найденных сведений об издании книг в «Таир» значатся следующие. В 1928 году увидело свет произведение И. Шмелёва «Свет разума». Иван Сергеевич вошёл в круг видных писателей как большой мастер русского литературного языка, представитель критического реализма, испытавший в своём творчестве влияние Лескова и Достоевского. Известность принесли ему повести и рассказы, написанные под воздействием революции 1905-1907 годов. Однако октябрь 1917-го не принял, эмигрировал. За рубежом проявил себя как бытописатель старого Замоскворечья. Одно из значительных его произведений - повесть «Человек из ресторана».

После выхода книги И. Шмелёва С. Рахманинов публикует книги А. Ремизова «Московские любимые легенды. Три серпа» и «Взвихрённая Русь» - автобиографическое произведение, созданное в 1927 году. Возможно, внимание Сергея Васильевича к творчеству Алексея Михайловича привлекла сложная судьба писателя. А. Ремизов в годы учёбы в Московском университете был арестован за случайное участие в студенческих беспорядках. В ссылках и тюрьмах провёл шесть лет. Печататься начал с 1902 года. В 20-х Ремизов эмигрировал из советской России. Позже вернулся в СССР. После издания в «Таир» книг Ремизова между писателем и музыкантом сложились тёплые отношения. С. Рахманинов посещал его литературные вечера. 

Творческие отношения связывали Рахманинова с певицей, исполнительницей русских народных песен Надеждой Плевицкой. Она, гастролируя в 1926 году в Америке, часто бывала в доме Рахманиновых, охотно пела под аккомпанемент хозяина дома, которому особенно нравилась песня «Белилицы, румяницы вы мои». Композитор написал к песне фортепианное сопровождение и сделал пробную запись исполнения Плевицкой под собственный аккомпанемент на пластинку в фирме «Виктор». Сотворчество с певицей стало поводом к написанию «Трёх русских песен» для хора и симфонического оркестра. Партитуру и клавир этого сочинения С. Рахманинов опубликовал в том же году в своём «Таир». А в 1930-м там же издал книгу Н. Плевицкой «Мой путь с песней» и ее продолжение - «Дёжкин карагод». С именем Плевицкой связано и ещё одно произведение, изданное Рахманиновым. Это книга Н. Берберовой и Е. Арсеньевой «Лукавая жизнь».

Тот же 30-й год стал временем появления в издательстве «Таир» книги музыкального критика и композитора Л. Сабанеева «С. Н. Танеев. Мысли о творчестве и воспоминания о жизни». Её рукопись Рахманинов получил в январе. Прочитав, нашёл необходимым предложить автору стилистически выправить написанное (особенно в части острот Танеева, которые были, по мнению Сергея Васильевича, гораздо тоньше). Рахманинов, хорошо зная С. Танеева и высоко ценя его, ревностно относился к высказываниям о своём учителе.

Как утверждала жена Рахманинова Наталия Александровна, среди самых близких друзей супруга был композитор Николай Карлович Метнер. Ознакомившись с рукописью первой части книги «Муза и мода» (первом литературном, а не музыкальном сочинении композитора), Сергей Васильевич писал автору: «Прочёл её в один присест и хочу Вам высказать своё поздравление... Сколько там интересного, остроумного и глубокого! И своевременного!.. И какое удачное название Вы дали Вашей книжке! Вообще я вполне удовлетворён и с радостью напечатаю Вашу книжку, как только приеду в Европу».

В своём исследовании Н. Метнер защищал основы музыкального искусства, выступал против изысков модернистов, излагал свои взгляды на язык музыки. Сергей Васильевич солидаризировался с Николаем Карловичем в отношении к нереалистическим новациям в музыке. Он не верил тому, что из этого направления могут вырасти какие-то значительные произведения, потому что «модернистам недостаёт основного - сердца». Рахманинов издал книгу Метнера в 1935 году.

В «Таир» С. Рахманинов печатал и сочинения драматургов («Страх» А. Рыбакова), но почему-то отказал Н. Гумилёву в публикации его пьесы «Отравленная тишина».

Рахманиновский «Таир» действовал 10 лет и завершил свою работу в 1935 году. На это есть указание самого Рахманинова в письме, адресованном акционерному обществу крупных музыкальных издательств. Таким образом, с полной уверенностью можно говорить, что издательская деятельность С. Рахманинова носила не только благотворительный характер. Она открыла для зарубежного читателя имена видных деятелей русской культуры - писателей, драматургов, музыкантов.

Олег КАЗЬМИН.