Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

 «Учительская газета», 10 декабря 1977 года

ВСЕОБЩЕЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ

МУЧКАПСКИЙ КОНТРАСТЫUch_gaz-Much_kont

МУЧКАПСКИЙ район — крайняя южная «точка» Тамбовской области. В аппарате отдела народного — четверо, считая заведующего. Трудности здесь немалые. И одна из основных — бездорожье, которое характеризуют иронически: «жидкий асфальт». Собственного транспорта нет, до школ добираются на попутных машинах.
    Разговор у нас пойдет о практике руководства школами, об инспектировании и контроле, о всеобщем среднем.
     — Мы понимаем, какая это сложная и ответственная задача — осуществлять всеобщее среднее, ставшее Законом, — говорит заведующий районо Николай Андреевич Конобеев. — Она требует комплексного решения. У нас, к сожалению, есть нерешенное проблемы. Но кое-что, думается, удалось сделать.
    Отдадим должное скромности заведующего. «Кое-что» — это 99 процентов выпускников восьмых классов, продолжающих образование. И, как здесь подчеркивают, «с учетом миграции»: учитываются и те, кто выехал за пределы района. Нельзя не видеть в этом результата напряженной работы и районо, и школ. Подчеркнем, что высокий процент «охвата» появился не тотчас же. Основы успеха заложены за многие годы работы предыдущего состава районо. Нынешний еще молод. Николай Андреевич Конобеев возглавляет отдел всего второй год. Инспектора тоже трудятся кто второй, кто третий год. Методист — всего второй месяц.
    Новый состав стремится поддержать добрые традиции предшественников. Как ни трудно, а инспектора вырываются из каждодневной текучки (хватает и у них «входящих» и «исходящих» бумаг) в «свои» школы. Кураторы знают, чем и как живут педагогические коллективы.
    В центре внимания отдела — проблемы всеобщего среднего. Они отражены и в социалистических обязательствах.
    Особая забота — выполнение Закона о восьмилетнем всеобуче — основы основ среднего. Конечно, не сразу, но добились, чтобы ни в одной школе не допускали «отсева». Проверки инспектора проводят систематически. В отделе полная и обоснованная уверенность: учатся все.
    Добавим, что в итоге прошлого учебного почти все учителя добились полной успеваемости. Это закономерный итог улучшившегося за последние пять лет качества учебно-воспитательной работы.
    Много энергии отдали работники отдела совершенствованию школьной сети. Здесь было немало сложностей. В районе преобладают разбросанные, малонаселенные деревни. Следовательно, преобладающий тип школ — «карликовые» начальные и восьмилетние. Работники районо вместе с руководителями хозяйств, райкомом партии, райисполкомом не раз рассматривали возможные варианты решения этой острой проблемы. За последние пять лет удалось, не затрагивая интересов населения, укрупнить школы, закрыв 8 начальных из 11. С восьмилетками сложнее. Пока есть только одна возможность — укреплять их, улучшать кадровый состав педагогов, что и делается.
    Теперь восьмилеткам не в диковинку кодоскоп, ЛЭТИ, телевизор, не говоря уж о другой технике. Взять хотя бы Куйбышевскую. Она смело может поспорить с любой городской по богатству оснащения.
    И еще: в районе хорошо налажено инициативное строительство.
    Во всей этой напряженной работе просвещенцы неизменно получают поддержку со стороны райкома партии и райисполкома. Хочется подчеркнуть: секретари райкома КПСС Вячеслав Тимофеевич Ледовских, Эльвира Васильевна Тугучева, заместитель председателя райисполкома Мария Васильевна Ботвиньева не хуже работников районо знают, чем живет каждая школа. В любом добром начинании — частица их души.
    Есть, однако, в районе и отстающие участки.
    Неплохо, засвидетельствуем с полной ответственностью, живется детям в интернатах при Мучкапской и Кулябовской, Сергиевской средних, Андреевской восьмилетке. Колхоз им. Мичурина, совхозы «Краснозвездинский» и «Страна Советов» заботятся о питании ребят. Но так не везде. В районе 290 школьников нуждаются в интернатах, но только 160 живут в них. Мест нет? Предостаточно. Но ребята предпочитают квартировать у родственников и знакомых, чтобы не ютиться вот в таком «родном доме».
    ...Огромная классная комната. Мрачная. Стена у окна — влажная. Черно-сизые пятна плесени ползут к потолку. Промозгло. Мебель? Две тумбочки на одиннадцать подростков, стол да разномастные шкафы. Тут же в комнате висит верхняя одежда. Умываются в холодном коридоре. На 26 ребят всего два умывальника. Нет места для отдыха, досуг организован плохо. Скудна и пища. Юра Федосов, Иван Шаталов, десятиклассники, припоминают: «Что было на завтрак? Суп. Чай с пряниками. Вчера? То же. Из дому велели принести по мешку картошки»...
    Это интернат Шапкинской средней, в самой школе еще хуже.
    «Не видят наши дети ничего: чай, леденцы да пряники, которые не угрызешь. В молоке живут, а молока нет». Лучше, чем буфетчица Н. П. Плешивцева и не охарактеризуешь состояние буфета. Вот так и существуют рядом: в одной школе интернат — дом родной, в другой — холодное, неуютное, приспособленное общежитие.
    Почему? Ведь инспектора буквально пропадали в школах и детских общежитиях. Видели, как живут дети, но не потребовали призвать к ответственности тех, кто не считает нужным позаботиться о них. Ограничились констатацией: «Не выполнен план приема в пришкольные интернаты... Имелись серьезные недостатки в обеспечении горячим питанием». Так записано во вступительной части к годовому плану районо.
    Произошло это потому, что инспектора, стремясь охватить все вопросы многосложной жизни школ и руководства ими, не выделяют слабые участки, не концентрируют свои усилия и усилия работников школ на решение этих проблем.
    Возьмем и такой сугубо учебный вопрос, как использование технических средств. Мы уже отмечали, как богато оснащены школы. Но далеко не в каждом учебном кабинете Шапкинской, Мучкапской, Кулябовской средних, той же Куйбышевской восьмилетней, где мы побывали, они достаточно широко применяются.
    Надо ли говорить, что от эффективности использования современной техники во многом зависит качество учебного процесса. Это общеизвестно, но инспектора, к сожалению, и здесь ограничились констатацией.
    Пришкольные интернаты, организация полноценного питания, рациональное использование технических средств обучения — немаловажные участки, где решается успех всеобщего обязательного среднего образования молодежи.

И. НИКОЛАЕВА.
(Спец. корр.).
Мучкапский район Тамбовской области.