Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Павлов В.Е. Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920 годов(отрывок)

Отрывок из книги 

Павлов В.Е. Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920 годов. Книга вторая. 1919-1920 г.г. Париж, 1964. Стр. 111-112

 <...>

***
    Из разговоров с жителями выяснилось, что крестьяне уже в минувшем 1918 году поднимали восстание против красных. Восстание охватило большую полосу от Ливен, Ельца и дальше на восток до Волги. В рядах Марковцев обоих полков были офицеры и солдаты, принимавших участие в этом восстании.

Дело было так. В 50 верстах от Тамбова есть огромное село Мучкап с 30.000 жителей. В мае 1918 года жители села, возмущенные продналогами и разверстками перебили прибывших для выколачивания дани красных. Сильный отряд красных с артиллерией произвел карательную экспедицию на село, расстрелял многих и увел с собою несколько тысяч мужчин. В Тамбове им было «предложено» поступить в красную армию и крестьяне согласились. Но когда им было выдано оружие, они восстали и захватили Тамбов. Вскоре восстание распространилось на большой район.
     В Тамбове к восстанию присоединились офицеры во главе с ген. Богдановичем. Однако, действия восставших были вялы. Красные стянули большие силы и рассеяли их. Часть разбежалась по домам, часть, преимущественно офицеры, небольшими отрядами ушли в леса, а часть была расстреляна. Причем особенно зверствовали те комиссары, которые были захвачены повстанцами и посажены в тюрьму.
Красные преследовали ушедшие отряды в лесах. Не всем, но все же немалому числу восставших, удалось выйти на Донской фронт. Один отряд вышел в Саратовскую губернию и присоединился там к восставшим под командой кап. Копейкина, офицера из рядовых солдат. Но и эта группа была рассеяна и часть ее вышла также на Донской фронт.
    За два месяца до прихода Марковцев в район Ливен через Елец, прошел рейдом корпус ген. Мамонтова, к которому присоединились сотни горожан и селян из района Тамбова, Козлова и Ельца, принимавших участие в этом восстании. Конечно, осталось на своих местах громадное большинство, однако для Марковцев было ясно, что крестьяне продолжали таить в себе живую ненависть к Советской власти, интеллигенция же подчинилась ей полностью.

 <...>