Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Тамбовские губернские ведомости. - 1889, № 2. Крещенские обычаи и поверья.

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ  
ТАМБОВСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ
 
№ 2

    Четверг                                  1889 года.                                  5-го января.
 
РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Крещенские обычаи и поверья.
 
   Из всего обширного цикла праздников, которые справляет русский народ, ни один, кажется, не сопровождается таким обилием разных поверий и старинных обычаев, остатков седой старины, как святки. Объясняется это тем обстоятельством, что святки соответствуют приблизительно периоду года, когда наши предки праздновали постепенное возрастание светоносной и плодотворной силы солнца, разлагая по городам и селам костры и предаваясь веселью. Впоследствии, с принятием христианства, многие языческие обыкновения и поверья перенесены были и на христианский праздник. Более свободным от языческих примесей осталось Крещение или Богоявление. В старину этот день назывался «Водокрещи», от совершения на реках водосвятия. Это название, впрочем, местами в Великороссии известно и в настоящее время, но более распространенное, так сказать, популярное название праздника Иордан. Народ верит, что в богоявленную ночь, перед утреней, разверзаются небеса; о чем тогда открытому небу помолишься, то и сбудется. Это верование, по-видимому, имеет широкое распространение. Оно, по крайней мере, существует и у других славян, напр., сербов. В основе его, очевидно, лежит евангельское повествование об отверзтии небес при Крещении Спасителя. Народ связывает с днем крещения и разные приметы о погоде. Так, если в Крещение метель, то и на Святой будет метель; если на Крещение снег хлопьями — будет урожай, а если ясная погода — недород; облака в полдень — к урожаю; звездная ночь – к урожаю на горох и ягоды.
   Интересно, что крещенский обычай купаться, который признается почему-то некоторыми учеными исследователями исчезнувшим, продолжает держаться до сих пор во всей своей первобытной архаичной неприкосновенности и прелести.
   Г. Колчинский, в своем весьма почтенном и известном специалистам труде «Церковно-народный месяцеслов», говорит: «В былое время на праздник Богоявления многие из наших предков и, преимущественно, те, которые слишком усердно забавлялись переряживанием на святочных играх, несмотря на суровость и жестокость зимнего времени, часто даже с опасностью для своего здоровья кидались в проруби в реках после водоосвещения, для очищения себя от прежних грехов. Об этом обыкновении свидетельствуют некоторые из иностранных писателей и путешественников, посещавших наше отечество, особенно в XVI, XVII и XVIII веках. Барон Герберштейн, бывший в Москве в XVI веке, говорит, что в его время многие из русских купались в иорданской проруби; тут можно было видеть даже отчаянно больных, которые не имели никакой надежды на выздоровление.
   Из этих слов можно вывести прямое заключение, что обычай принимать холодные ванны в день Крещения уже отошел в область преданий, в действительности же он продолжает держаться довольно крепко до сих пор. «Саратовские Губернские Ведомости» в 1880 году сообщали, что в этом году, 6-го января, в Саратове купающихся было также много, как и в прошлом. Простонародье, по словам газеты, купаться в этот день считает за необходимость для всех, «кто на святках покрывал свое лицо маской, т.е. замаскировался». Еще свежие сведения относительно описываемого обычая, сообщенные в 1887 г. «Тамб. Губ. Вед.», «Оренбург. Листк.», «Волжским Вестником». По словам «Листка», и в Оренбурге, «лишь водосвятная процессия уйдет с реки, а за ней полиция, сани с купальщиками быстро покрывают лед. Погружающиеся всегда пьют водку: иные перед погружением, для смелости, другие после, для согревания». «Купаются в прорубях по всей реке – от Форштадта до Греповских бань» (Л. 1887, № 2). То же происходило в Симбирске. Здесь у самого города, на р. Свияге, есть мельница. Около этой мельницы каждый год на Крещенье делается прорубь, а поперек проруби кладется доска. Начиная с утра и далеко за полдень, сюда ежеминутно приходят жители Симбирска, снимают с себя платье, становятся на доску, а потом бросаются в воду и три раза окунаются. Это проделывается каждый раз, несмотря ни на какие морозы, и купается так человек 100-300 ежегодно. Около проруби стоит мельничная сторожка; в нее за 5 или 10 коп. пускают одеваться. Кроме нарочно сделанной проруби, на реке находится мелкое место, где течение очень быстрое, и потому вода не замерзает; тут купаются люди, которым расход на сторожку не по карману. Между купающимися можно зачастую видеть мальчиков лет 8 – 10; зайдет такой ребенок в воду по пояс, окунется и до того испугается, что и выбраться не знает как: барахтается, а тело у него покрывается слоем льда.
   Интересно, что все приведенные в «Нов.» описания касаются населения крупных губернских центров. Что же делается в деревнях? Обычай, относимый ко временам седой старины, стало быть, продолжает крепко держатся до сих пор. Сложился он, - думают одни, - под влиянием древних языческих обыкновений или занесен, полагают другие, - с христианского Востока. Известно, что нашему святочному времени в древности у язычников (напр., в Египте) соответствовали праздники, сопровождавшиеся ряженьем и другими забавами, после которых приносились очистительные жертвы и совершались купанья. Весьма вероятно, что подобное обыкновение существовало и в языческой Руси, перейдя с принятием христианства в обычай купаться в Иордани. Такое объяснение происхождения обычая, во всяком случае, правдоподобнее толкования его подражанием русским паломникам в Св. земле, которые купаются в водах Иордана: в древние времена паломничество в Палестину соединялось с такими трудностями, что предпринимать его были в состоянии люди исключительные. Поэтому едва ли те немногие паломники, которым удавалось достигнуть Палестины и вернуться на родину, могли служить в древности насадителями обычая, широко распространившегося на Руси.

Редактор В. Соловский.