Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Тамбовские епархиальные ведомости. - 1908 год.

Тамбовские епархиальные ведомости. - 1908 год.
№ 27-й. 5-го июля 1908 года
стр. 1299
...
 
В. М. Петрово – Соловово.
 
    Покойный В. М. принадлежал к древней дворянской фамилии, которую связывали тесные узы родства с Сухово – Кобылиными (по матери, урожденной Сухово – Кобылиной) и графами Салиас. Автор комедии «Свадьба Кречинского» доводился ему родным дядей, романист гр. Салиас – двоюродным дядей.
   стр. 1298
   Известная писательница гр. Салиас (Евг. Тур) также была его близкой родственницей.
    В. М. родился в 1850 году, и детство провел в родовом имении в тамбовском уезде – Александровка – Совала. В школьном возрасте В. М. увезли в Германию, где (в Карлсруэ) он закончил среднее образование.
    В Москве университетский курс В. М. прошел блестяще. По окончании курса в университете, он женился на княжне С. А. Щербаковой.
    Затем начинается период его широкой общественной деятельности, в качестве губернского и уездного гласного тамбовского земства.
    В местном населении В. М. пользовался огромным уважением, и тамбовское дворянство неизменно, в течение семи трехлетий, избирало его уездным предводителем дворянства.
    Особенное внимание покойный уделял вопросам школьного образования, и если что сделано в этом отношении в тамбовской губернии, - все это проведено при горячем участии В. М. Петрово – Соловово.
    Ему же обязано своим возникновением и процветанием тамбовское отделение Императорского русского музыкального общества. Существующее в Тамбове музыкальное училище основало почти исключительно на средства В. М., и он до дня смерти состоял его попечителем.
    Большой знаток и поклонник музыки, В. М. находился в дружеских отношениях с выдающимися русскими композиторами и музыкантами.
    По возникновении Союза 17-го октября В. М. встал в ряды его одним из первых, и с тех пор высоко держал знамя Союза, не отклоняясь ни вправо, ни влево.
    В Тамбове, по его инициативе, возник отдел Союза 17-го октября.
    Избранный в члены 3-й Государственной Думы, В. М. со страстностью, весь целиком отдался делу государственного обновления.
    По направлению покойный принадлежал к группе умеренных октябристов. Все светлое, все благородное было необыкновенно свойственно его чистой душе, его свободному миросозерцанию. Нужно было видеть, как волновали его важнейшие вопросы думской деятельности.
стр. 1299
 
    Безвременная кончина его – великая утрата для всех почитателей его, для Государственной Думы, для всей России. Это был верный страж, горячий сторонник всех светлых начинаний.
    23 июня в собрании фракции Союза 17 октября.
    В нескольких сердечных прочувствованных словах А. И. Гучков обрисовал светлую личность усопшего. Он указал, что покойный В. М. всеми своими корнями принадлежал к тому общественному течению, которое подготовило, а затем и вызвало к жизни тот новый общественный строй, который и укрепляется теперь народными представителями. Покойный депутат принадлежал к либеральной земской среде, которая не на словах, а на деле убежденно доказала необходимость обновления политического строя водворением конституционных начал.
    Когда политические события последних лет и, в особенности, наши неудачи на Дальнем Востоке ускорили этот процесс политического развития, придав ему во многих случаях болезненную, а иногда уродливую форму, покойный В. М. был одним из немногих, которые не растерялись. Он не поддался невольному чувству испуга перед революцией и не обратился в ряды редакции, но, с другой стороны, он не дал себя увлечь и страстному чувству преклонения перед вновь провозглашенными лозунгами. В числе очень немногих других, среди которых был, между прочим, также покойный граф Гейден, он подписал октябристский манифест, который положил основание партии. С тех пор В. М. был одним из деятельных организаторов тамбовского отдела Союза 17 октября.
    На склоне своей жизни покойный мог получить радостную уверенность, что те идеалы, которым он служил всю жизнь, получали реальное воплощение и что представительный строй трудами самого покойного депутата и его соратников ныне укрепился окончательно. И пусть это убеждение даст художественную законченность светлому образу покойного деятеля, память о котором неизгладимо сохранится в сердцах тех, кто знал его!
    Выслушав печальное сообщение, сделанное А. И. Гучковым, фракция Союза 17 октября почтила вставанием память своего
стр. 1300
 
усопшего члена и постановила возложить на гроб его серебряный венок.
    Вечная и светлая память почившему!
   (Голос Москвы).
 
(Тамбовския Епархиальныя Ведомости 1908 г. В 52 номерах. № 27-й. 5-го июля 1908 года / ред. Оффиц. части А. Андриевский ; ред. Неоффиц. части Протоиерей И. Панормов. – Тамбов : Тип. Губернскаго Правления, 1908.)