Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Заветы Ленина» № 59 (4539) от 9 мая 1978 г., С. 2.

Газета «Заветы Ленина» № 59 (4539) от 9 мая 1978 г., С. 2.

Легендарный подвиг малоземельцев

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.

    1 февраля 1978 года исполнилось 35 лет со дня высадки десанта и начала битвы на Малой земле. Яркой, немеркнущей страницей вошла она в историю Великой Отечественной войны.
    Силы противника во много раз превышали силы десантников. С окружающих гор враг видел Малую землю как на ладони. Фашисты били по плацдарму беспрерывно, обрушили большое количество снарядов и бомб на защитников Малой земли. Всему этому противостояли железная стойкость и мужество советских воинов, их отвага и высокий боевой дух.

  Л. И. Брежнев был начальником политотдела прославленной 18-й десантной армии, части которой в числе других вели бои на плацдарме. Находясь всегда на передовой, в гуще воинов, показывая пример несгибаемой стойкости и отваги, он вдохновлял воинов на героические дела во славу Советской Родины.
    16 сентября 1943 года герои-десантники вместе с наступающими войсками полностью освободили город Новороссийск. 


    На верхнем снимке слева: начальник политотдела 18-й армии Л. И. Брежнев с боевым товарищем. Малая земля, 1943 год.
    На нижнем снимке: землянка начальника политотдела 18-й десантной армии полковника Л. И. Брежнева в районе села Марьина роща близ города Геленджика.
    На снимке справа: обелиск в честь легендарных защитников Малой земли. Конструкция из металла весит 1250 килограммов. Столько смертоносного металла приходилось на каждого защитника Малой земли.
    (ТАСС).


    Не стареет душой 

    Недавно мы побывали в селе Краснояровка Шапкинского сельсовета. Во время разговора с руководителями бригады к нам подъехал человек на велосипеде. Невысокого роста, сухощавый, очень подвижный. На вид ему можно было дать чуть более 50 лет, на самом деле ему шел уже седьмой десяток. Это был Владимир Алексеевич Чеботарев.
    В 1938 году В. А. Чеботарев призывается в ряды Советской Армии и как грамотный, знающий человек был направлен в полковую школу учиться на младшего командира. Так начался ратный путь солдата.
    Уже в следующем году в звании сержанта, приняв отделение, он участвует в освобождении Западной Украины. А там началась финская война и Владимира Алексеевича направляют на фронт в качестве помощника командира взвода разведки. На пути советских войск находилась глубокоэшелонированная линия обороны, так называемая «Линия Манергейма», считавшаяся неприступной. Но нет преград, которые не мог бы преодолеть советский солдат. Линия была прорвана. И здесь старший сержант Чеботарев был тяжело ранен.
    Отлежав четыре месяца в госпитале, он вернулся на родину, где стал работать участковым милиционером. Работа эта была не из легких, отнимала много времени. Но Владимиру Алексеевичу она нравилась. И райком КПСС направил его в Рязанскую школу милиции. Здесь он успешно овладевает многогранную, сложную профессию, в 1942 году его принимают кандидатом в члены КПСС. Но доучиться не довелось.
    В феврале 1943 года В. А. Чеботарев снова был призван в армию и стал курсантом Ульяновского военного пехотного училища, где был принят в партию. А через полтора года младший лейтенант Чеботарев, приняв под командование пулеметный взвод, был направлен на четвертый Украинский фронт, где принял активное участие в освобождении Карпат.
    Наиболее ярко В. А. Чеботареву запомнился бой за высотку близ поселка Габура. Обе стороны несли тяжелые потери. Наши несколько раз брали высотку, но немцы яростными контратаками выбивали их оттуда. Одну из контратак самому командиру взвода пришлось отбивать из пулемета. Он убил не один десяток фашистов, но и сам был ранен в обе руки, спину, а также тяжело контужен. За этот бой В. А. Чеботарев был награжден медалью «За отвагу».
    И снова госпиталь, долгие месяцы лечения. Потом запасной полк, а в сентябре 1945 года его признали инвалидом Отечественной войны III группы и демобилизовали.
    Вернувшись домой, В. А. Чеботарев работал на различных участках и всюду трудился честно, добросовестно, как подобает фронтовику, коммунисту.
    Трудный жизненный путь довелось пройти коммунисту В. А. Чеботареву. Но годы не сломили его, он по-прежнему бодр, жизнелюбив, активно помогает колхозу. Поистине не стареет душой ветеран.
    В. НЕУДАХИН.


    Посвящено знаменательной дате

    Большое оживление царило в спортивном зале Шапкинской средней школы 6 мая. Во второй половине дня здесь собрались учащиеся 7 —10 классов.
    Торжественную линейку, посвященную Дню Победы, открыла организатор внеклассной работы Т. Г. Ледовская. Она предоставила слово участнику Великой Отечественной войны Ивану Семеновичу Федюнину, который рассказал ребятам о героических подвигах советского народа, о его освободительной миссии в странах Европы. И. С. Федюнин также рассказал о своем ратном пути во время войны, поделился воспоминаниями о наиболее жестоких схватках с врагом.
    Ветеран войны, директор школы Иван Михайлович Манаенков призвал всех ребят хорошо учиться, чтобы быть достойными славы своих отцов и дедов, завоевавших им свободу.
    С ответным словом выступила секретарь комитета ВЛКСМ школы Вера Семидолина. Она от имени комсомольцев школы заверила фронтовиков, что они не пожалеют сил, чтобы стать верными дочерьми и сыновьями Родины и, если нужно, сумеют защитить ее от любого врага.
    В заключение фронтовиков приветствовали октябрята, которые прочли монтаж, посвященный Дню Победы, и вручили фронтовикам букеты живых цветов.
    В. СТОЛЯРОВ.


У Знамени Победы

    Ранней весной сорок пятого, когда наши войска подходили к Берлину, иногда думалось: а каким будет знамя, что вот-вот взовьется над поверженной фашистской столицей? Воображение рисовало огромное, в полнеба, алое полотнище, расшитое дорогими шелками, серебряной и золотой нитью. И ничего удивительного. Представления рождались величием творимого подвига.
    А знамя оказалось обычным, ничуть не больше любого из тысяч знамен, под сенью которых советский солдат вершил свой тяжкий, почти четырехлетий труд во славу Родины. И мы были несказанно рады, узнав, что первыми донесли до смрадного рейхстага свой боевой стяг воины 150-й ордена Кутузова второй степени Идрицкой стрелковой дивизии. Именно их скромной алой святыне с серпом и молотом в левом верхнем углу и пятиконечной звездочкой над ними суждено было стать Знаменем Победы. Теперь оно развернуто как драгоценная реликвия в Торжественном зале Центрального музея Вооруженных Сил СССР.
    Вокруг знамени всегда многолюдно. Приходят люди всех возрастов: от убеленных сединами ветеранов памятных сражений до юных граждан страны—октябрят. У этой святыни школьников принимают в пионеры, здесь звучит торжественное обещание всегда быть готовыми служить великому делу Ленина. В определенные дни приходят молодые воины, чтобы принять присягу на верность Родине. Даже став музейным достоянием, Знамя Победы продолжает нести великую службу.
    В залах музея — много иных знамен. Они помпезны, ...изукрашены золотом. Древки одеты литой и кованной бронзой, да нет им чести — кучей свалены на полу. Шедшие под ними немецко-фашистские орды обрели бесславный конец. Не избежал той же участи и личный штандарт бесноватого фюрера. Грудой навалены железные кресты — высшая награда фашистского рейха. Гитлер вез их под Москву целый вагон, чтобы оделять своих вояк на Красной площади.
    Не вышло! От московских ворот был дан поворот. И превосходная тому иллюстрация — подлинные камни со стен рейхстага. На одном из них неизвестный наш солдат лаконично сформулировал существо происшедшего весной сорок пятого: «Кремля вам, гадам, не видать, а рейхстагу—капут!»
    Выразителен язык камней. Много говорят сердцу и оплавленные камни Брестской крепости, тоже экспонируемые в музее. Стены рушились, плавился от вражеского огня гранит, а крохотный гарнизон стоял до последнего. Не сделали ни шагу назад и двадцать восемь панфиловцов у разъезда Дубосеково под Волоколамском, откуда на всю страну набатно прозвучал голос политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади—Москва!»
    Обрел вечное пристанище под музейными сводами и каменный прямоугольник с цифрой «41». Цифра — не дата, хотя события здесь развивались в сорок первом, она лишь километровая отметка с автострады «Москва—Ленинград». Именно у этой черты разбился миф о непобедимости гит- ... 

(продолжение на стр. 3)