Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" 30.03.2016 Ледовая эпопея

 Газета "Тамбовская жизнь", 30.03.2016
 
Ледовая эпопея

О героической судьбе нашего земляка моряка Семёна Катасонова рассказывает его праправнучка.

Летом, отдыхая с мамой на её родине в селе Чащино Мучкапского района, впервые увидела фотографию, сделанную в начале прошлого века. На ней запечатлены мои родственники, о которых я, да и моя мама, знаем совсем немного. Это семья моего прапрадедушки, которым с полным правом можно гордиться. Мама помнит, что когда-то, ещё в детстве, ей папа показывал книгу, в которой говорилось о нашем прапрадеде. Называлась она «Ледяная западня». Но, будучи ребёнком, она тогда не осознавала всей ценности этой книги для нашей семьи и не прочла её. А повзрослев, захотела узнать о своих предках, вспомнила об этой книге, но из-за переезда, к сожалению, книга была утеряна. Мама не раз вспоминала о ней и очень сожалела, что не сохранила её.

Но счастливый случай помог всё-таки найти сведения о прапрадеде. Моя мама, Ольга Александровна Кудерова, работает в детской библиотеке села Шапкино Мучкапского района, занимается с ребятами краеведением. Есть человек, который очень много делает для читателей библиотеки, да и для села в целом. Это наш земляк и попечитель, человек, интересующийся историей родного села, – Сергей Николаевич Витютин. Он проживает в Москве, но родное село не забывает. Сергей Николаевич много работает в Государственном архиве, крупных библиотеках. Вот он-то и нашёл по просьбе моей мамы книгу Игоря Свиридова «Ледяная западня» и ещё много интересных материалов о прапрадедушке Семёне, за что наша семья ему очень благодарна.

Так кто же этот молодой бравый мужчина в морской форме на фотографии? Это и есть глава семейства Катасоновых Семён Пименович, мой прапрадедушка.

Родился Семён Пименович в 1888 году в крестьянской семье в селе Чащино Тамбовской губернии. До 20 лет работал вместе с отцом и другими членами семьи на земле — растил хлеб, ухаживал за скотом. Но пришло время служить в армии Российской империи, и он попал на Тихоокеанский флот. Службу сначала проходил на острове Русском, недалеко от Владивостока, в береговой охране. А в 1910 году был переведён служить на ледокол «Вайгач», где и прослужил до 1916 года. А немного позже, когда Семён Пименович, демобилизовавшись, возвратился домой к семье, и была сделана эта фотография. Семён Пименович сфотографировался в морской форме — в память о шести годах службы на флоте.

Служба его была действительно героической и опасной. Ледокол «Вайгач», на котором он служил кочегаром, участвовал в изучении Северного Ледовитого океана. В 1913 году команда «Вайгача» сделала географическое открытие: ею был открыт в Северном Ледовитом океане архипелаг Северная Земля. Это было крупнейшее мировое открытие начала двадцатого столетия. Также Семён Пименович гордился ещё одним событием в своей жизни, активным участником которого он стал, служа на флоте. Команды кораблей «Вайгач» и «Таймыр» в 1916 году первыми в мире сумели пройти Северный Ледовитый океан с востока на запад за две навигации. Чего не смогли, а очень стремились это сделать, моряки морских держав Великобритании, Норвегии и других стран мира.

И уже в советское время по этому пути — Северному морскому пути, проторённому моряками-полярниками «Вайгача» и «Таймыра», среди которых был и Семён Пименович Катасонов, — пошли ледоколы, сыграв большую роль в развитии хозяйства северных, арктических районов нашей страны. Целью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) стало освоение Северного морского пути. К этому времени уже знали, что он проходим, но, чтобы организовать регулярное плавание, нужны были точные знания о полярной области.

В составе экспедиции «Таймыр» — «Вайгач» были командиры судов, четыре морских офицера на каждом, инженеры-механики и судовые врачи, являвшиеся биологами-натуралистами (по одному на каждом судне), матросы Военно-морского флота (команда в количестве 38—40 человек на каждом судне). Начальником экспедиции был назначен капитан второго ранга Борис Андреевич Вилькицкий. Перед экспедицией поставили следующие задачи: опись береговой части суши и островов; составление карт малоизвестных берегов, а также распределения льдов, рельефа дна; магнитные наблюдения; установка знаков, облегчающих плавание судов. Кроме того, экспедиция собирала материал для Зоологического музея научного центра, составляла полную коллекцию птиц, насекомых, гнёзд и яиц, моллюсков, ракообразных червей, медуз, губок. А ещё путешественники исследовали высокие слои атмосферы. Ими были составлены журнал наблюдений над полярными сияниями и отчёты гидрометеонаблюдений.

Такие обширные задачи предполагали тщательную подготовку и богатое снаряжение. В 1909 году на Невском судостроительном заводе Петербурга были построены корабли «Вайгач» и «Таймыр». Их сконструировали по последнему слову науки и техники. На кораблях были сделаны специальные обводы подводной части (при сильном сжатии льдами корабль просто выталкивался на поверхность), прочные борта, хорошая обшивка жилых помещений для предохранения от холода. Кроме того, суда были оснащены всеми необходимыми для сбора зоологических и ботанических коллекций приборами, лабораторией для предварительной обработки, консервирования собранного материала.

Во время экспедиции 1910—1915 годов были сделаны географические открытия. Был открыт, описан и присоединён к Российской империи целый архипелаг. На карте мира появились: земля Императора Николая II, пролив и остров Цесаревича Алексея, острова генерала Вилькицкого, Новопашенного, Старокадомского, Дежнёва... Однако названия эти просуществовали недолго. В 1920—1930-х годах почти все они исчезли с карты — их сменили другие, существующие и поныне: архипелаг Северная Земля, острова Большевик, Комсомолец, Октябрьской Революции...

Но вернёмся к книге «Ледяная западня». Эта документальная повесть написана в 1960-е годы тамбовским журналистом, фронтовиком Игорем Александровичем Свиридовым. Он работал в областной молодёжной газете, а затем в «Тамбовской правде» (ныне «Тамбовская жизнь») и собирал материал о полярниках — уроженцах Тамбовской губернии. В книге рассказывается о десяти моряках, которые участвовали в исследовании Северного Ледовитого океана. Уже в самом начале с трепетом читаю: «К утру 27 августа погода ухудшилась, ветер растревожил холодное море, чёрные волны мощными ударами встречали «Вайгач», который всякий раз вздрагивал от этого, как от сильного озноба. В такое время работать в кочегарном отделении было особенно трудно. У топки шуровал лопатой вместе с Семёном Катасоновым Михаил Мохин, но скоро совсем выбился из сил...» Неужели это он, мой прапрадед, находился в это время на «Вайгаче»?!

Корабль был затёрт полярными льдами и получил серьёзные повреждения: была потеряна лопасть гребного винта, кое-где разошлась обшивка, и в трюм хлынула вода. Правда, её вскоре откачали, а течь быстро заделали. Но «Вайгач» остался затёртым во льдах на долгие два года. В это время самым главным было не впадать в уныние, не поддаваться хандре, а много работать и бывать на свежем воздухе. В феврале 1915 года команда потеряла одного человека: умер лейтенант Жохов. На корабле началась цинга. Но с приходом полярного дня появилась надежда на спасение.

Матросы и офицеры, соскучившиеся за долгую полярную ночь по работе, с радостью принялись за ремонт корабля. Наиболее сложная задача выпала на долю Фёдора Ильина, Семёна Катасонова и других кочегаров и матросов машинного отделения. Выяснилось, что одна лопасть винта отсутствует, а вторая очень сильно повреждена. На «Вайгаче» имелась только одна запасная лопасть, другую предстояло доставить с «Таймыра», который тоже был затёрт во льдах в 16 милях (приблизительно 30 км) от «Вайгача». Дело было не из лёгких, лопасть весила около пятисот килограммов. Нужны были добровольцы, среди них и оказался Семён Пименович. Порожняком добрались до места за 20 часов. А вот обратная дорога — с грузом — оказалась гораздо тяжелее. Помогали и матросы флагмана. Лопасть уложили на специально сделанные сани, под тяжестью полозья вдавились в снег. Двигался обоз медленно, с частыми перерывами. Добрались до корабля через двое суток.

Новое неприятное известие ждало экипаж «Вайгача» — возможная вторая зимовка. Продовольствия могло бы не хватить. Тогда родился план отправки половины команды на «Эклипс», который дрейфовал в трёхстах километрах, а затем — на Большую землю. Отправляли прежде всего тех офицеров и матросов, которые не имели нужных для повторной зимовки профессий. Между тем машинное отделение рапортовало о готовности корабля к плаванию. Механик отметил особое рвение машинистов Колчанова и Бера, кочегаров Ильина, Катасонова и Мячина. Однако в полной мере трудовой подвиг машинистов и кочегаров проявился позднее, когда «Вайгач» выручил корабль-флагман «Таймыр», севший на мель.

16 сентября 1915 года «Таймыр» и «Вайгач» прибыли в Архангельск. Толпы людей пришли приветствовать полярников, которые первыми, проплыв от Владивостока до Архангельска, начали практическое освоение Северного морского пути. Среди этих полярников был и мой прапрадед Семён Пименович Катасонов. За героизм и мужество, проявленные во время экспедиции по Северному Ледовитому океану, кочегар трюмного отделения С. Катасонов был награждён серебряной медалью «За усердие» (была такая награда в армии Российской империи). Родственники Семёна Пименовича писали запрос в архив Военно-морского флота Санкт-Петербурга. И получили ответ, что С. Катасонов действительно служил и был представлен сначала к золотой медали, но затем по какой-то причине её заменили на серебряную. Но, скорее всего, он её так не получил в связи с событиями 1917 года.

Все члены экспедиции были представлены к такой же медали, а офицеры — к орденам. Б. Вилькицкого наградили орденом святой Анны II степени. Кроме того, каждому участнику должны были вручить особый почётный знак «В ознаменование плавания и трудов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана по исследованию Великого Северного пути 1913–1915 годов».

В книге есть единственная неточность: в тексте, где рассказывается дальнейшая судьба членов экипажа «Вайгач», о прапрадеде сказано, что он рано умер. Но это не так. Вернувшись домой, Семён Пименович вновь занялся сельским хозяйством. С 1917 по 1930 год работал в единоличном хозяйстве, а с образованием в 1930 году в селе колхоза стал работать в колхозной кузнице кузнецом. Трудовой стаж его как кузнеца составил 34 года. Хотя по нормам как работник горячего цеха он мог уйти на трудовую пенсию гораздо раньше, проработав кузнецом двенадцать с половиной лет. 15 декабря 1962 года в местной газете «Заря Коммунизма» даже вышла статья о Семёне Катасонове, которая называлась «Старейший кузнец». В этой статье жители очень хорошо отзываются о нём как о человеке трудолюбивом, добросовестном, настоящем мастере своего дела.

Умер кузнец, хлебороб и моряк-полярник Семён Пименович Катасонов в январе 1964 года. День похорон был очень холодный и метельный, отдалённо напоминающий суровый климат Арктики, в освоении которой он участвовал.

Дарья КУДЕРОВА.

с. Шапкино Мучкапского района.