Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская ЖИЗНЬ" № 29(25451) от 06.03.2010 КАЖДЫЙ МОЖЕТ СОТВОРИТЬ ЧУДО

КАЖДЫЙ МОЖЕТ СОТВОРИТЬ ЧУДО

img5714067

Ведущий методист областного научно-методического центра народного творчества и досуга, заслуженный работник культуры Российской Федерации Е. Ладыгина курирует народные искусства в Тамбовской области с 1963 года. Она как никто другой знает всех умельцев нашего края. Ею составлена уникальная картотека мастеров, о которых Елена Николаевна не только собирает материалы, но и активно привлекает этих людей к выставочной деятельности.

 Многолетнее изучение Е. Ладыгиной различных направлений декоративно-прикладного искусства легло в основу книги «Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края», которая в скором времени увидит свет. Елена Николаевна также стала инициатором введения в программы учреждений дополнительного образования модуля по народным промыслам. Это предложение было одобрено педагогами во время проведения «круглого стола» «Развитие традиционных промыслов и ремесел». О некоторых исконно тамбовских промыслах, что ныне будут осваивать ребятишки во дворцах и центрах творчества, рассказывает Елена Николаевна. 
ТАМБОВСКАЯ ЧЕРНЬ

Еще в XIX веке исследователи искусства и русской старины заметили, что тамбовская вышивка не похожа на прочие из соседних краев и со схожей судьбой. На фоне светлых, радостных и немного наивных традиционных деревенских сюжетов тамбовские узоры казались слишком строгими, сдержанными и благородными. Рисунок тамбовских вышивок серебром и золотом очень древний. Судя по всему, он сложился еще задолго до монгольского нашествия. «Тамбовская чернь» — вышивка двусторонняя. То есть рисунок одинаков как с «лица», так и с «изнанки». Этот двусторонний крест-шов весьма редок в народной вышивке. 

Сложилось это так потому, что вышивались столь сложным, кропотливым и дорогим способом лишь самые важные вещи: головные уборы, рушники — что на свадьбу, что на икону. Шелками да золотом вышивали преимущественно головные уборы: сороки, женские и девичьи головные полотенца — «связки». Заматывалось такое расшитое полотенце вокруг головы, свешиваясь одним концом на лоб. Поэтому и изнанки быть не могло. Никакой ветерок не должен был бросить тень на квалификацию мастерицы. Украшались разнообразными орнаментами и простыни, как их называли, постельники. Их узорчатая кайма свешивалась вдоль кровати.

Вышивать в любой тамбовской деревне каждую крестьянскую девочку обучали с детства. И к 18—20 годам она становилась прекрасной мастерицей. Это они, вышивальщицы из Моршанского уезда, из Староюрьева и Волчков, создали первоклассные образцы вышитой одежды, украшенные золотым шитьем головные уборы, которые хранятся сегодня в фондах Русского музея, Всероссийского музея народного искусства в Москве, Тамбовском областном краеведческом музее. 

Главные элементы тамбовского орнамента уникальны и нигде больше не встречаются. Начать с того, что вместо характерного для прочей русской народной вышивки ромба здесь обыгрывается квадрат. 

В колорите всех цветных тамбовских вышивок ведущим является красный цвет. Он получался при крашении шелка-сырца корнем марены. При большой силе и звучности он нежен, излучает неяркий свет. Марена дает самые различные оттенки красного: терракотовые, винно-красные, коричневые, розово-песочные. Все эти оттенки сочетаются в кирсановских вышивках со светло-охристыми, кремовыми, зеленоватыми, бирюзово-голубыми и объединены неизменным черным контуром. Вышивали мастерицы обычно льняной или хлопчатобумажной нитью, иногда шелком или шерстью.

В начале XIX века помещики села Александровка нынешнего Никифоровского района, чтобы занять молодых женщин, стали культивировать эту вышивку, имевшую постоянный спрос в Париже. После того, как все было национализировано в 1917 году, на основе этой мастерской продолжала работать артель им. Розы Люксембург. Она сохранила старинные традиции и продавала изделия за границу. В 30-е годы в артелях сел Соломинка и Александровка шили мужские сорочки, женские платья, скатерти, украшенные вышивкой по народным образцам. Но после Великой Отечественной войны производство вышитых изделий там прекратилось. 

В середине XX века вновь делались попытки возродить тамбовскую вышивку. Большую роль в этом сыграла художница Н. Сапожникова, сотрудник научно-исследовательского института художественной промышленности. Сапожникова работала в тесном содружестве с Александровской артелью. В то время это была уже вышивальная фабрика. К сожалению, со временем современная тамбовская вышивка пошла по иному пути. В настоящее время традиционные технические приемы вышивки приобретают новое звучание. Сохранившиеся в музеях изделия вдохновляют современных мастериц. Так, педагог детской художественной школы №2 Л. Елисеева занимается тамбовской вышивкой с одаренными ребятами. За годы педагогической деятельности она обучила около сотни детей.

АЖУРНАЯ ПАУТИНКА КРУЖЕВ

Воздушное, невесомое, «легкомысленное» кружево — символ красивой жизни. Это чисто «дамская штучка», говорят те, кто смотрит на ажурную паутинку глазами обывателя. Но ценители понимают, что порой за изящной, неброской красотой «безделушки» стоят годы упорного труда. 

Кружево с самого начала и по сей день является предметом роскоши. Однако если задуматься, человек научился плести кружево не от скуки. Истоки плетения уходят в глубь веков. Просто вначале это были грубые, очень толстые сети, силки, снасти, просто спутанные, а потом сплетенные все более хитрыми узлами из длинных корневищ, лиан, коры. С течением времени, когда руки человека становились все более ловкими и чувствительными, а пенька свивалась во все более тонкие нити, плетеные сетки становились все тоньше, изящнее и ровнее. И как это часто бывает, проявилось присущее человеку бессмысленное стремление «подковать блоху». Так появились тончайшие, мало кому нужные, но такие изящные паутинки кружев.

Ручными кружевами из крученого шелкового шнура украшали стены, занавешивали окна и двери на манер современного тюля, делали богатые оборки на простынях и скатертях. На одежду кружево перешло несколько позже. Всевозможных узоров известно множество. Образцы бережно хранили, ими делились и обменивались. В модных журналах прошлых веков эскизы кружевных воротников и шалей печатались так же часто, как сегодня вязаные модели. Но мастерица с большим опытом не смотрит в готовые схемы, а творит сама, «сочиняя» свою собственную шелковую поэму, рождая свою моду. Наши прабабушки вывязывали ландышами и сиренью свои кокетливые зонтики и мужнин кисет, а наши мамы — накидки с абстрактно-геометрическим рисунком на экран «мышиного глаза» телевизора.

 

Техника кружевоплетения зависит от подручных инструментов. Кружево коклюшками, наверное, самый древний и распространенный способ. Плетение в технике макраме из тонких нитей с помощью специальных челночков — это фриволите. Ажурную вязку на тончайших спицах тоже можно назвать кружевом. Самое кропотливое, прихотливое и дорогое — игольное кружево. А если выложить узор будущего кружева тончайшими тесемками, которые потом также кропотливо и тщательно обшить иглой, получится ленточное кружево. Можно соединить с помощью иголки или крючка отдельные элементы, связанные крючком, — и у вас получится ирландское кружево.

Сегодня на очередном витке моды на все «натуральное и ручное» самодельное кружево вновь почитаемо. В отличие от Запада в России плетение кружева никогда не прекращало своего существования. Хотя был период, когда сразу же после революции оно было объявлено «барской затеей». Но со временем и в советском быту нашлось место салфеткам и скатертям, носовым платкам и воротникам. Старинные узоры ценятся из-за своей красоты и в современном рукоделии. А многовековые традиции вдохновляют как знаменитых мастеров-дизайнеров, так и обычных рукодельниц. На Тамбовщине это рукоделие очень широко распространено. Многочисленные и разнообразные изделия мастериц всегда представлены на городских и областных выставках.

ШЁЛКОВАЯ БЕРЕСТА

Изделия из бересты — от незамысловатых глубоких туесков до кружевных шкатулок — простодушны и теплы. Даже став произведением искусства, береста не теряет обаяния простушки березы, продолжает излучать энергию живого дерева. Береста и сама поет, сама греет шелковой кожицей. Хотелось бы отметить, что у этого волшебного, былинного ремесла много поклонников. 

Наши предки ценили бересту за долговечность. Такой материал при отсутствии синтетики был просто бесценен. Его подкладывали под основание избы, обшивали им лодки, плели непромокаемую обувь, хранили в берестяных туесках продукты. Словно заговоренные, крупы и соль в них не отсыревали, а молоко и квас в жару оставались холодными. До революции береста была в ходу как бесплатный материал в натуральном хозяйстве крестьянства и в тончайших, очень дорогих произведениях самобытной русской культуры на международных выставках. Даже простое перечисление технологических операций позволяет судить о больших возможностях этого материала. Бересту можно вырезать, вырубать, расслаивать, тиснить, выскабливать, наматывать, выжигать, расписывать, плести, сшивать, тонировать, соединять в замок и так далее. Ее цветовая гамма не нуждается в красителях, а декоративная текстура украшает изделие природным естеством.

Наиболее распространена такая технология работы с берестой, как резьба. Этот прорезной ажурный орнамент, словно кружево, накладывается на контрастный фон. Такие двухслойные картинки украшают бока и крышки шкатулок, да и сами могут быть отдельными произведениями — панно. Резать кружево из бересты не очень сложно: она податлива, и нехитрые, обычно самодельные инструменты с фигурными торцами легко прорезают в ней незамысловатые силуэты: треугольники, овалы, ромбы, звездочки. А если не полениться изготовить несколько фигурок с разными краями и наложить их потом внахлест — получится чешуйчатая, словно рыбий бок, поверхность. Эта техника называется накладной берестой. Если не прорезать бересту насквозь, а лишь сделать отчетливый оттиск, можно получить самый интересный рельефный рисунок. «Рисовать» по бересте тоже очень легко. Можно вырезать из бересты разных оттенков отдельные фрагменты и наклеить на общий фон — получится аппликация. А еще один увлекательный вид работы с берестой — плетение. Тонкие ленточки нарезают по спирали из берестяной «трубки», а потом сплетают в кузовки, корзиночки, лапти.

В центре детского творчества вот уже несколько лет существует кружок работы с берестой. Его занятия ведет мастер И. Жукова. В помещении учебного класса Ирины Николаевны — образцы самых разных видов техники отделки берестяных изделий. 

Всех мастеров, увлекающихся и работающих с берестой, и не перечислить. Это В. Скворцов (с. Селезни Тамбовского района), Е. Васильева и Т. Осипова (г. Тамбов), С. Швецова (г. Рассказово) и другие.

Записала 

Маргарита МАТЮШИНА.