Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета «Тамбовская правда» № 59(10395) от 24.03.1959. КОГДА ПОТЕРЯНЫ КЛЮЧИ...

Газета «Тамбовская правда» № 59(10395) от 24.03.1959
 
КОГДА ПОТЕРЯНЫ КЛЮЧИ...

Отсутствие партийного влияния

    Каждый житель села Березовки помнит, какой активной комсомолкой была несколько лет тому назад колхозница местной сельхозартели «Заря» Валентина Гущина. Ее выступления со вниманием слушали на собраниях, с Валей весело было поплясать в клубе, на вечеринке, спеть раздольную хоровую песню.
    Выйдя замуж, Валентина постепенно начала отходить от общественной жизни, от коллектива. «Что ж, — решили сельские активисты, — она теперь человек семейный, забот по хозяйству много». Это явление сочли нормальным, никто не обратил внимания на то, что Валентина становилась все замкнутее, грустнее.
    Но в действительности оказалось, что не семейная жизнь изменила Валю. Другое. После Валиного замужества мать ее, Екатерина Григорьевна, очень набожная женщина, стала настойчиво убеждать дочь принять религиозную веру. Длинными зимними вечерами она рассказывала дочери всякие небылицы о загробной жизни, о священном писании. Чуть ли не силой Валю заставили ходить в церковь, окрестить обоих детей. Молодая женщина постепенно привыкла ко всем церковным обрядам, запуталась в сетях религиозного дурмана.
    А ведь в сельхозартели «Заря» 22 коммуниста и 34 комсомольца. Кому как не им своевременно поговорить бы с Валентиной, поддержать ее, помочь в этот критический период, когда другие люди начали калечить душу. Но ни коммунисты, ни комсомольцы не побеспокоились о судьбе Вали.
    В Советской Конституции записано, что свобода отправления религиозных культов признается за всеми гражданами. Однако это вовсе не значит, что партийная и комсомольская организации, широкая общественность должны мириться с теми, кто насаждает невежество и мракобесие. А в Березовке вот мирятся.
    Осенью прошлого года решили пожениться комсомольцы — колхозники Люба Бреева и Алексей Попов. Прояви инициативу общественность — быть бы веселой комсомольской свадьбе. Инициатива проявилась. Но только не со стороны общественности, а со стороны религиозных родителей. Они «нарядили» молодоженов «к венцу», усадили на лошадей, и повезли с иконами в церковь. Никто на этот случай не обратил внимания. Слух дошел до райкома ВЛКСМ. Решили узнать, как было дело, у секретаря колхозной партийной организации П. В. Бреевой.

     — А что особенного? — ответила она. — В бога они не верят, обвенчались просто так, по традиции.
    Когда вмешались районные организации, Бреева решила осудить поступки комсомольцев. Быстро созвали собрание и исключили венчавшихся из членов ВЛКСМ. А вмешайся общественность раньше, проведи нужную работу — не было бы такого позорного явления.
    Конечно, будет неправильно преувеличивать тлетворное влияние на молодежь со стороны служителей церкви. И все-таки сбрасывать со счетов это влияние нельзя.
    Что же противопоставляют в Березовке колхозные партийная и комсомольская организации религиозному дурману?
     — Иногда читаем лекции, проводим беседы, — рассказывает секретарь колхозной партийной организации П. В. Бреева. — Сами понимаем, что плохо еще ведем атеистическую пропаганду. Да все как-то руки не доходят.

    Клуб на замке

    Некоторые жители Березовки ходят в церковь лишь потому, что больше негде провести свободное время. Разговорились в правлении артели с двумя молодыми колхозницами.
     — Клуб-то у нас есть, да попасть в него трудно.
     — Почему?
     — Всегда закрыт.
    Вместе с секретарем колхозной партийной организации пошли смотреть клуб. Действительно — на двери увесистый замок. Стали искать заведующего клубом. Нашли. Им оказался секретарь колхозной комсомольской организации Юрий Осипов.
     — Ну, показывай, Юрий, свое хозяйство.
     — Не могу. Два дня назад ключи от замка потеряли. Поищем еще, если не найдем — замок сломаем.
    Через черный ход пробрались мы в помещение клуба. Холод, кругом грязь. Заведующий говорит, что и в этих условиях работаем: демонстрируем фильмы, организуем танцы. Атеистические вечера? Читательские конференции? Нет. Не бывает.
    А как с лекционной пропагандой? С этим вопросом мы обратились к руководителю сельской лекторской группы Е. Д. Приказчиковой.
     — Изредка читаем лекции в клубе. Да народу мало собирается. То ли лекции скучные, то ли лекторы мы плохие.
    Колхозники села Березовки с радостью рассказывают о том, что за последние годы их жизнь значительно улучшилась. Почему же в условиях неуклонно крепнущей экономики отстает культурная жизнь села? Ведь люди жадно тянутся к знаниям, к печатному и устному слову родной Коммунистической партии. Какое широкое поле, какая острая необходимость в пропагандистской работе! Но поле это безлюдно.
    Беда не только в том, что редко читают лекции, но и в том, что лекции далеки от жизни, не западают в душу. Необходимо учитывать местные условия, говорить о местных фактах.
    В прошлом году в сельском клубе было прочитано несколько лекций о явлениях в природе. Но они носили чисто просветительский характер, в них отсутствовал дух воинствующего атеизма.

"Широкая масленица"

    14 марта нынешнего года председатель колхоза Михаил Яковлевич Осипов был не в себе. Да и не волноваться руководителю артели было нельзя. Механизаторы завели трактор и подогнали к правлению. Надо ехать за кормами, а людей нет. Председатель послал за бригадирами.
     — Где народ, скоро луг затопит, надо корма с него свезти.
     — Сегодня людей не будет, — в один голос ответили бригадиры, — все широкую масленицу празднуют.
    До полуночи на селе раздавались хмельные песни. Рабочих рук в колхозе для перевозки кормов так и не нашлось.
    В этот день «широкой масленицы» не только клуб был на замке. Замок висел и на двери колхозной библиотеки.
    — Три дня уже библиотека не работает, — сообщили в правлении артели, — говорят, наш библиотекарь Смолякова по своим делам в Балашов уехала.
    А церковь в этот день работала. Некоторые березовские жители шли в нее: кто помолиться, кто от нечего делать.
    Конечно, на селе немногие верят в бога. Но нельзя забывать о том, что религия — наиболее живучий пережиток прошлого. И есть еще люди, которые верят в выдумки церковников. В колхозе «Заря» работают А. Н. Казанин и Д. С. Ледовской. Оба они — члены партии. Однако у каждого в доме иконы.
     — Мы ни при чем, — говорят коммунисты, — жены наши молятся.
    Доказать жене всю абсурдность религиозного дурмана эти коммунисты не хотят.
    Еще факт. Попросили церковники председателя артели т. Осипова подвести к церкви свет. Он не отказал. Послал колхозного монтера П. Е. Чеботарева и провели свет. А в колхозном поселке Матвеевке сидят люди с керосиновой лампой.
    В Березовке — замечательные труженики. Им не к лицу связывать свои судьбы со всем тем, что идет от темноты и невежества прошлого. Это прошлое навсегда перечеркнуто советской властью, колхозной жизнью. Но есть среди них люди с пережитками, люди сомневающиеся.
    Партийная же и комсомольская организации колхоза стоят в стороне от антирелигиозной пропаганды. Им необходимо найти ключи не только от клуба, но и от сердца каждого труженика села.

Л. БЕЛОЗЕРЦЕВ.
(Наш спец. корр.).
Село Березовка,
Мучкапского района.