Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Материал газеты «Мучкапские новости» № 21 (9128), 25 мая 2011 г.

 ПРУДКАХ ДУШОЮ И СЕРДЦЕМ

      Недавно в редакцию пришло письмо от Таисии Семеновны Клейн, нашей землячки, проживающей в городе Донской Тульской области. Таисия Семеновна поздравляет всех жителей района с 66-й годовщиной Великой Победы и рассказывает о своей сестре Наталии Семеновне, которой исполнилось 85 лет. У нее две дочери, сын, семеро внуков,двое правнуков и девять племянников. А из всех сестер осталась лишь автор этого повествования. При недавней встрече Наталия Семеновна, как всегда, долго рассказывала Таисии Семеновне о малой родине –селе Прудки, об их многодетной семье и с болью – о Великой Отечественной войне.Т. С. Клейн записала воспоминания сестры и предлагает их вниманию наших читателей:

ТРУД ПОЗНАЛА РАНО

     В семье Митрофановых Наташа по счету была вторым ребенком, поэтому и домашние дела, и воспитание младших членов семьи, в основном, ложились на нее, как на одну из старших детей. Более взрослая сестра Нюра работала в колхозе трактористкой и возглавляла комсомольскую организацию хозяйства.

     В то время все труд познавали рано. Вот и Наташа в 11 лет могла самостоятельно запрячь лошадь, умела бороновать на быках. Говорит, что управлять ими было трудно- упрямые очень. Навыки косьбы приобретала и совершенствовала на посевах чечевицы: этой культурой в Прудках засевались целые поля.

     Много ночей провела Наталия на водяной мельнице, ожидая своей очереди на помол зерна. И долго плакала, когда на своей повозке двух мешков не досчиталась. Мельница водяная находилась тогда на реке Ворона, между Прудками и ЦИК-коммуной. Как раз на том самом месте позже построили Прудковскую ГЭС. Сколько же радости испытали все жители района по этому поводу! Открытие гидроэлектростанции вылилось в грандиозный праздник, на который съехались люди со всех деревень.

       В моей детской памяти на всю жизнь остался и восторг от того, что в доме появилась черная радиотарелка. А потом около домов, вдоль улиц установили столбы и, наконец, загорелась лампочка Ильича. Но эти приятные события относятся уже к послевоенному времени.

ТЫЛ ТОЖЕ БЫЛ ФРОНТОМ – ТРУДОВЫМ

      Отец наш, Семен Федорович, ушел на войну в самом ее начале. Вернулся с наградами за ратный труд в 1945-ом. Он 22 года отработал на свиноферме, ему было присвоено звание «Почетный колхозник колхоза «Ленинское знамя». Когда же папа отправился бить врага, его место на СТФ заняла Наташа. Вместе с такими же пятнадцатилетними Марией Иванниковой и Алексеем Башкатовым они растили поросят. Совсем маленьких животных нередко спасали от холода, грея их за пазухой, а ослабленных несли домой.

      Когда моя сестра чуть-чуть подросла, отправили ее в районный центр Шапкино копать окопы. И до сих пор она  не может понять, почему они с Софьей Сапрыкиной в зимнюю стужу только вдвоем долбили мерзлую землю лопатами? При этом плачет Наташа и приговаривает: «В чем мы провинились? Другие колхозы никого не направили».

      Из Прудков восемь человек послали в Свердловскую область добывать торф. И самая молодая из них Наташа. А там почти каторжная работа – неподъемные пласты торфа, которые приходилось выворачивать, стоя по колено в воде, из еды – вода да крапивные щи. Односельчане едва узнали Наташу по возвращении. Симпатичная, голубоглазая, крепкая девушка превратилась в скелет, обтянутый кожей.

     С горечью и болью вспоминает Наталия Семеновна парней-односельчан, не вернувшихся с той страшной войны. Многие из них были отличными балалаечниками. Лучшим из них – левша Василий Башкатов, а вторил ему всегда Иван Дьяконов.

      Как-то Наташа подсчитала и оказалось, что только 1921 года рождения сорок прудковских парней были мобилизованы на фронт. Вернулись восемь и все инвалиды.

      В военные годы, да и после, в нашем доме часто ночевали проходившие через село люди, нищие. Мама, добрейшей души человек, всех их хоть щами пустыми, но накормит, ведь и сами мы жили в бедности. А когда из Саратовской области стали выселять российских немцев, мы приютили у себя одну такую многодетную семью по фамилии Кремер. Они потом нам из Казахстана письма писали, в которых благодарили за спасение от голода.

ПРИТЯЖЕНИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ

      Чем меньше человеку остается жить на земле, тем чаще он вспоминает милые его сердцу края, мечтает побывать на своей родине, чтобы проститься с ней, прежде чем покинуть этот мир. Такое свое желание часто высказывает Наталия Семеновна, проживающая в Тверской области (здесь она осела после работы на местных торфяниках). А еще с тоской говорит, что если бы не война, жили бы мы все вместе. И радуется, что в Прудки пришел газ, что до села можно на такси доехать. Об этом моя сестра и мечтать раньше не могла.

      Жизнью настоящей Наталия Семеновна довольна. Да  она всегда оптимисткой была!

      В праздник Победы вместе с ветеранами войны и тружениками тыла ее чествуют, поздравляют. А она в ответ частушки поет да Елецкую пляшет.

     Живет в своем доме в поселке Озерки Тверской области. К ней часто старушки захаживают, чаек попивают. А на праздники Наталия любит, чтобы гостей у нее было много. Общается она со всеми по мобильной связи. А жизнь ее стимулируют любовь, внимание и теплота всех родных и близких. Этого мы с ней от души желаем всем нашим дорогим землякам.